Фильмы о детях подходят зрителям любого возраста. Дети с интересом наблюдают за жизнью и приключениями ровесников, взрослые же вспоминают себя и могут неожиданно получить какую-то подсказку или объяснение поступкам своих собственных чад. В нашей подборке собраны разные по жанру картины – мюзиклы, сказки, приключения, комедии, научная фантастика и драмы. Это не обязательно детские фильмы, это фильмы, главными героями в которых выступают дети, и порой их истории не уступают по накалу страстей взрослым. Забавные и грустные, поучительные и вдохновляющие, трогательные и искренние они заставляют нас переживать и радоваться вместе с их юными героями. Знаменитые актеры и режиссеры, сценаристы и художники-постановщики трудились над созданием известных и любимых многими фильмов, вошедших в список. Но их, конечно, во много раз больше, поэтому присоединяйтесь в комментариях и вспоминайте свои любимые фильмы про детей.
Задолго до появления приключений о мальчике, который выжил, у советских детей был собственный хит в двух частях о захватывающих буднях обычных, "не волшебных" третьеклассников. Оторваться было просто невозможно, улицы пустели. Главные герои – заводила Петя Васечкин (
Егор Дружинин), уравновешенный Вася Петров (
Дмитрий Барков) и прекрасная отличница и спортсменка Маша Старцева (
Инга Ильм) – все время попадали в какие-то нетривиальные ситуации, из которых самым чудесным образом выкручивались. Тут тебе и первая любовь, и проверка дружбы, и самоанализ, благодаря волшебнику... да, все-таки совсем без волшебства не обошлось.
Комедийно-приключенческий мюзикл режиссер-постановщик
Владимир Алеников создал, опираясь на воспоминания о собственных детских годах, став прообразом Васечкина, а своего друга детства Петю Брандта превратив в Петрова. У фильма масса профессиональных отечественных и международных наград, непреходящая любовь зрителей и отличный сиквел – "
Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные" (1984).
Еще один культовый советский детский мюзикл, песни из которого распевают и поныне. Продолжение классической сказки о Красной Шапочке сценаристки
Инны Веткиной и режиссера
Леонида Нечаева вышло, на самом деле, философским и не по-детски глубоким, несмотря на обилие песен и плясок. Если посмотреть за завязку истории, это настоящий психологический триллер: мать убитого Серого волка Волчица (
Галина Волчек) нанимает друга покойного, опытного бандита Худого волка (
Владимир Басов), чтобы тот отомстил людям за смерть сына, похитив Красную Шапочку. Своего младшего сына, рохлю и добряка Толстого волка (
Николай Трофимов), Волчица заставляет идти с Худым, чтобы набраться опыта и стать настоящим мужиком, то есть, волком. Имеется еще сын Серого, Волчонок (
Дмитрий Иосифов), который совсем не похож на отца и бабку и тянется к людям, понимая, что к ним ему дорога закрыта. Согласитесь, нетипично для детских фильмов. Но тут на сцену выступает ребенок – невинный и светлый. Вероятно, Худой бы сумел справиться с миссией, если бы его объектом была девочка попроще.
Искренняя, смелая и веселая Шапочка, все поступки которой пропитаны глубочайшим гуманизмом, рушит коварные планы, заставляя прожженного преступника вспомнить, где у него находится совесть. Ей и самой приходится повзрослеть в этом внезапном для нее путешествии, в котором она столкнулась с массой человеческих пороков: лицемерием, завистью, подлостью, избалованностью, предательством и обманом. Замечательные советские актеры –
Рина Зеленая,
Евгений Евстигнеев,
Ролан Быков, упомянутые
Басов,
Волчек и
Трофимов – создали запоминающиеся образы с большой любовью и мастерством. Фильм с глубоким посылом и верой в то, что милосердие может помирить, излечить и изменить жизнь.
Печальная и драматическая история о детском одиночестве и поиске того, кому ты нужен, разительно отличается от привычных детских фильмов. Фэнтези совместного производства Советского Союза, Швеции и Норвегии по повести знаменитой
Астрид Линдгрен "
Мио, мой Мио" снял в 1987 году режиссер
Владимир Грамматиков. Для того времени проект примечателен и объединенной актерской и съемочной группами, и локациями съемок (Крым, Стокгольм, Шотландия), и музыкой в исполнении Государственного симфонического оркестра кинематографии, и привлечением самой
Линдгрен на первом этапе производства. Кстати, фильм стал самой дорогой экранизацией по произведениям писательницы.
В Стокгольме в приемной семье живет сирота Боссе (
Ник Пиккард), и единственная радость для него – встречи с его лучшим другом Бенке (
Кристиан Бейл) и его отцом. Боссе мечтает о таком же отце, а мечты имеют особенность осуществляться. Череда сказочных событий приводит мальчика в страну Желанную, жители которой признают в нем сына короля, принца Мио. Именно ему суждено отправиться в страну Вечной Ночи и победить злого и коварного рыцаря Като (
Кристофер Ли), превращающего детей в птиц. Фильм полон мистического символизма – полеты сквозь галактику, мосты, соединяющие миры, антагонист, который, умирая, благодарит Мио за избавление от мучений – он смертельно устал жить с каменным сердцем. Фильм непростой, скорее, для взрослых, чем для детей, определенно заслуживающий просмотра.
Следующий фильм обзора тоже посвящен сироте, которого приютили неприветливые родственники, и от которых он мечтал сбежать. И сбежал – в школу чародейства и волшебства Хогвартс, в которой проходят обучение дети, наделенные магическими способностями. Речь, естественно, о Гарри Поттере (
Дэниел Рэдклифф), главном герое знаменитой саги Дж.К. Роулинг. Приключения Поттера и его друзей, пожалуй, самое яркое событие в детском, да и не только, кинематографе 2000-х. Отличный первоисточник, замечательные актеры от мала до велика, превосходная музыка, классные спецэффекты, философские вопросы и моральные дилеммы, а главное – волшебный мир, вот, что подарили нам восемь фильмов о мальчике, который выжил. Искренне жаль маглов, которые по какой-то причине проигнорировали Поттера и Ко.
Наверное, самая популярная семейная комедия, которая десятилетиями демонстрируется на российском телевидении в новогодние праздники.
Маколей Калкин стал нам всем буквально родным, а многие фразы и сцены из фильма знаешь наизусть. История о 9-летнем Кевине, которого в суматохе отъезда в Париж родня забыла дома в Чикаго, поучительна, забавна, а времена и жестока. Да-да, то, над чем в детстве смеешься, во взрослом состоянии может ужаснуть. Безусловно, "мокрые бандиты" Гарри и Марв (
Джо Пеши и
Дэниел Стерн), задумавшие ограбить дом Маккаллистеров, достойны порицания и наказания, но то, с какой фантазией Кевин с ними расправляется, требует вмешательства профессионального психолога.
Фильм, долгое время удерживавший первенство за звание самой кассовой комедии в США почти 20 лет, помимо невинных детских шалостей (окей, ударить током, поджечь волосы и припечатать утюгом - это смешно) поднимает серьезные вопросы: одиночество в многодетной семье, разобщенность и конфликты между родными, умение взглянуть на ситуацию с другой стороны и многие другие. Помимо талантливого
Калкина, претендовавшего на "
Золотой глобус", блестящий дуэт
Пеши и
Стерна достоин вечной славы. Скоро Новый год, и вопрос "смотреть или не смотреть" комедию не стоит. Ведь
Крису Коламбусу при простоте сюжета удалось мастерски перемешать юмор (по-детски жестокий) и сентиментальные моменты, забавные сцены и традиционные рождественские атрибуты, мгновенно создающие атмосферу праздника, волшебства и детства.
Еще один фильм для всей семьи, который создает праздничное зимнее настроение. Если вы были ребенком во времена Советского Союза, то наверняка если не читали, то помните книжку с загадочным названием "Лев, колдунья и платяной шкаф"
К.С. Льюиса. Именно первая часть серии приключений четырех детей семьи Пэвэнси (Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси) была издана в 1978 году, остальные вышли намного позже, начиная с 1991 года. Итак, Лондон, 40-е, бомбежка. Детей Пэвенси отправляют к другу семьи, профессору Керку, в его большой загородный дом. Играя в прятки, младшая Люси через находящийся в платяном шкафу портал попадает в сказочную страну Нарнию. Власть в Нарни узурпировала жестокая и прекрасная Белая Королева (
Тильда Свинтон), поэтому в стране царит вечная зима. Дети с помощью мудрого льва Аслана (отсылка к Иисусу Христу) осуществляют древнее пророчество, и для этого им понадобится мужество, милосердие, самопожертвование.
Фильм красивый, специальные эффекты многообразные и качественные, костюмы и грим богатые и продуманные, сказочные персонажи органично смотрятся рядом с живыми людьми, а военные сцены поражают масштабом. Одним из несомненных плюсов экранизации
Эндрю Адамсона является удачный баланс между сказкой и реалистичностью происходящего – сказка ложь, да в ней намек.
Блестящая экранизация первых трех книг серии "33 несчастья" американского писателя
Дэниэла Хэндлера отличается от подавляющего большинства детских фильмов – уж очень много испытаний выпало на долю сирот Бодлер: Вайолет, Клауса и малютки Солнышко. В одночасье потерявшие родителей и дом в пожаре, дети вынуждены скитаться по родственникам, в то время как их официальный опекун, зловещий граф Олаф (
Джим Керри), мечтает заполучить их наследство.
Мрачная комедийная драма с элементами стимпанка режиссера
Брэда Силберлинга визуально и стилистически напоминает "
Сонную Лощину"
Тима Бертона и не зря - в фильме работали задействованные у Бертона оператор Эммануэль Любецки, дизайнер костюмов Коллин Этвуд и художник-постановщик Рик Хэйнрик. "33 несчастья" собрали классных актеров:
Мэрил Стрип,
Билли Коннолли,
Тимоти Сполла,
Кэтрин О`Хара и юную
Эмили Браунинг. Но бесспорно это бенефис
Джима Керри, который с энтузиазмом создал коллаж из нескольких ярких образов. В общем, если вам хочется чего-то оригинального, в меру кровавого и напряженного, ознакомьтесь с жизнеутверждающей историей отпрысков Бодлер.
Не стареет и продолжает оставаться актуальной со всеми поднятыми в процессе вопросами знаменитая комедия
Франсиса Вебера "
Игрушка". По нелепому стечению обстоятельств журналист Франсуа Перрен (
Пьер Ришар), чтобы не сохранить с трудом найденную работу, вынужден стать живой "игрушкой" сына своего босса, миллионера Пьера Рамбалю-Коше. Мальчик избалован, лишен эмпатии, заносчив и невероятно одинок. Он очень похож на Маленькую Разбойницу из "Снежной Королевы" - получает все, что хочет, и манипулирует всеми, включая собственного отца. Однако ему повезло – не потому, что он сын миллионера, а потому, что он встретил Перрена.
Несмотря на унизительность своего положения, Перен смог понять и пожалеть Эрика, стать ему другом и наставником, и сам того не желая, заменить отца. Фильм полон комичных и одновременно душещипательных сцен, мудрость подана деликатно, а за играми взрослого дяди и ребенка невероятно интересно наблюдать. Дуэт
Ришара и
Фабриса Греко, который больше не снялся ни в одном фильме, сложился идеальный. Это мудрое кино можно смотреть для профилактики – вдруг вы давно не играли с собственными детьми и позабыли, как это весело.
Жизнеутверждающий и вдохновляющий фильм об одиннадцатилетнем мальчике из шахтерского городка, который наперекор обстоятельствам упорно шел к своей странной для его окружения мечте – балету. Дело происходит в 1984 году, английские шахтеры бастуют, повсюду зашкаливающая агрессия, и только Билли (
Джейми Белл) самозабвенно прыгает на кровати под пластинку брата, следит, чтобы полоумная бабушке не ушла из дома и тренькает на мамином пианино. Омрачает его жизнь разве что секция бокса, куда он вынужден ходить, чтобы быть настоящим сына шахтера. Но тут судьба делает пируэт, и Билли заболевает балетом, которым занимаются девчонки по соседству. Все, жизнь для Билли никогда не станет прежней - он вынужден скрывать от родных свою новую страсть, ведь танец не для нормальных мужиков.
Нет смысла пересказывать сюжет – в нем столько очевидных и неочевидных поворотов, внутренних противоречий героев, в том числе, и второстепенных, а так же конфликтов внешних – до мордобоя. И, тем не менее, фильм смотрится легко – до того хорош и естественен Белл, а когда он вдруг неожиданно улыбается, будто солнце выглядывает из-за угрюмой тучи. Просто удивительно, что такой блестящий фильм является одновременно дебютом режиссерским и актерским - для
Стивена Долдри и для
Белла соответственно. Обязательно посмотрите эту оду мечте и упорству, которое помогает свернуть горы и заразить всех, кто попадается у него на пути. Лишенный глупых предрассудков и одержимый целью ребенок – это ли не пример закостеневшим в своей серьезности взрослым?
Завершим обзор лучших фильмов про детей знаменитой научно-фантастической драмой
Стивена Спилберга "
Инопланетянин". Этот пронизанный добротой фильм о дружбе между маленьким мальчиком Элиотом и таким же маленьким инопланетянином Е.Т., случайно забытым на Земле своей командой, знают все любители научно-приключенческой фантастики. Кадр с мальчиком и его внеземным другом, летящими на фоне огромной Луны на велосипеде, один из самых узнаваемых в кино.
Трогательная и незамысловатая история под живую музыку
Джона Уильямса погружает нас в мир детской фантазии, вынуждая из раза в раз переживать за судьбу героев.
Стивен Спилберг заставил всех – маленьких актеров и зрителей у экранов – поверить в то, что инопланетянин настоящий, живой, что он не кукла, созданная человеческими руками. Хорошо, что наравне с Чужими и Хищниками, монстрами из "
Войны миров" и "
Звездного десанта" и еще сотни фильмов, есть добрый пришелец, который прибыл на Землю не для того, чтобы ее уничтожить, а для того, чтобы изучить.