На небе полная луна, сквозь голые ветки деревьев льется ее мертвенно-бледный свет. Накатывает безотчетное чувство тревоги и обреченности, и где-то рядом тоскливо воет волк. Если у вас есть ружье, самое время зарядить его серебряной пулей, если нет – помолиться богу и лезть на дерево. Один шанс из десяти, что выл обычный волк, а не оборотень, который чует ваш запах и жаждет вашей плоти. Истории о людях, превращающихся в зверей, существовали с незапамятных времен, о них слагали легенды, рассказывали сказки. В XX веке еще на заре кинематографа они оказались весьма востребованы и продолжают быть актуальными и по сей день. Издание "Новости кино" представляет свой рейтинг "лучшие фильмы про оборотней", а те, что не вошли в список, предлагаем перечислить в комментариях.
"Вой" (1981)
Начнем наш обзор с фильма, который возродил поджанр хорроров о вампирах и оборотнях в 80-х и стал культовым наряду с вышедшим на полгода позже "
Американским оборотнем в Лондоне". Речь о ленте
Джо Данте "
Вой", который и спустя 40 лет, в век компьютерной графики и "зеленых" экранов, может вызвать приятную дрожь. В "
Вое" присутствуют сразу две "страшилки" - серийный убийца и оборотни, которых выводит на чистую воду, хоть и ценой собственной жизни, журналистка Карен Уайт (
Ди Уоллес). Фильм по мотивам книги
Гэри Брэнднер делался фанатами своего дела, которые даже при дефиците бюджета смогли создать революционные на тот момент спецэффекты и грим. Композитор
Пино Донаджо написал тревожную музыку, а сопровождающие видения Карен напевы, просто шедевральны. Если вы являетесь поклонником жанра, но по какой-то причине не знакомы с этой знаковой картиной, настоятельно рекомендуем восполнить пробел.
О фильме "
Американский оборотень в Лондоне", сценарий к которому
Джон Лэндис написал в 18 лет, слышали все поклонники ликантропического хоррора. Картина считается классикой, культурным феноменом, заставившим серьезных критиков поменять свое отношение к "несерьезному" жанру. Американские киноакадемики были так поражены спецэффектами, что даже одарили Рика Бэйкера "
Оскаром", создав для этого отдельную категорию. Сюжет прост: двое молодых американцев путешествуют по Англии. Оказавшись на ночь глядя в сельской местности, они подвергаются нападению со стороны какого-то громадного зверя, в результате чего один парень погибает, а второго спасают местные жители и доставляют в больницу. Зрителю понятно, что обратного пути нет – Дэвид (
Дэвид Нотон) постепенно превращается в оборотня. Но для самого Дэвида, которого мучают кошмары и видения, в которых он разговаривает с погибшим другом или охотится на людей, все неоднозначно.
Он находится в пограничном состоянии и не может отличить реальное от морока, в который погружается с каждым днем. Несмотря на то, что фильм считают комедийным хоррором, с этим можно поспорить. Конечно,
Лэндис с иронией прошелся по "тупым" американцам и снобам-британцам, разлагающийся на куски друг-призрак пугал только в первый раз, а обнаженный главный герой старательно прятал свой детородный орган как только мог. И все-таки фильм пронизан печалью и безысходностью, потому что Дэвид тяготится чувством вины за убийства, контролировать которые не в силах. И справиться с этой проблемой может только его человеческая сущность.
Там, где
Стивен Кинг, поклонников поджидает классический набор непременных атрибутов: глухомань, святоша, отважные дети, семейные узы и зло, бродящее по ночам в обличье зверя. Третий фильм из 80-х, который греет душу олдскульным исполнением, алой кровушкой и характерным гримом. В центре сюжета - мальчик-инвалид Марти (
Кори Хэйм), который уверен, что совершить ужасные убийства в их городишке мог только оборотень, но ему, как водится, никто не верит. Но Марти упорный – заручившись поддержкой сестры и дяди Рэда (
Гэри Бьюзи), он положит конец безумию, а поможет ему в этом настоящая серебряная пуля. Фильм стал режиссерским дебютом
Дэниэла Эттиэса, который уже потом наснимал кучу крутых и в меру кровавых сериалов, таких как "
Настоящая кровь" (2008-2014). Рекомендуется всем фанатам
Кинга и
Гэри Бьюзи.
Оборотни страшные, беспощадные и ненасытные, как правило. А кому эти правила нарушать как не подростку? Одним из самых знаменитых подростков 80-х, несмотря на совсем не подростковый возраст, был
Майкл Дж. Фокс, у которого в 1985 с разницей в пару месяцев вышло два сверхпопулярных фильма – научно-фантастический "
Назад в будущее" и фэнтезийная комедия "
Волчонок". Конечно, "
Назад в будущее" это тяжелая артиллерия, да еще трехсерийная, и Фокс намертво ассоциируется с Марти МакФлаем – начинающим рок-музыкантом, верным другом и безалаберным шалопаем, закипающим при одном намеке на трусость. Но если взглянуть на Скотта Ховарда из "
Волчонка", получится почти двойник – неуверенный в себе подросток, пытающийся заявить о себе и боящийся титула "лузер".
В общем, как
Фокс не запутался в персонажах, загадка. Но были и отличия - если у Марти был Док, то у Скотта все сложилось немного круче – он оказался потомственным оборотнем. Немного не таким, как мы привыкли, но так даже лучше - обращаться в оборотня он может в любое время, а не только в полнолуние, и ему не нужны человеческая кровь и плоть. Согласитесь, так намного удобнее. В общем, получившему суперспособности Скотту придется ко всем старым проблемам еще разбираться и с новыми. Фильм был невероятно популярен, собрал очень хорошую кассу и положил начало целой франшизе, одним из важных пунктов которой является драматический подростковый сериал (довольно кровавый) "
Оборотень" (2011-2017).
"Волк" (1994)
Кому без грима по силам сыграть волка? –
Михаилу Боярскому и
Джеку Николсону.
Боярский прекрасно справился с ролью в мюзикле "
Мама" в 1976 году, а Николсон подарил нам опасного хищника с человеческим сердцем в мистическом триллере "
Волк" режиссера
Майка Николса в 1994 году. Пожалуй, это один из самых ярких, напряженных и местами страшных фильмов об оборотнях, хотя само это слово ни разу в фильме не произносится. Опытный, но теряющий хватку редактор крупного издательства Уилл Рэнделл (
Николсон), терпит одну неудачу за другой: владелец хочет понизить его в должности, протеже ведет за его спиной грязные игры, а по дороге из командировки домой Рэнделл сбивает на дороге волка, и тот его кусает. И вот это последнее обстоятельство в корне меняет жизнь стареющего Уилла. Он словно Питер Паркер, только постарше, прозрел и расправил плечи, почувствовал запахи и услышал звуки, видит людей насквозь и поражает быстротой реакции.
И все же есть одно отличие от Паркера – Рэнделл не дружелюбный сосед, а совсем наоборот. Фильм
Николса достоин вашего внимания. В нем потрясающий и завораживающий
Николсон, невероятно красивая
Мишель Пфайффер и лицемерный и коварный
Джеймс Спэйдер. Саундтрек из 20-ти композиций
Эннио Морриконе можно слушать с утра до вечера, а визуальный ряд с этими ночными поскакушками
Николсона за ланью погружает в настоящий транс. Сила без чувства вины, любовь без сомнения – вы тоже хотите стать волком?
Даже школьник знает, что оборотни и вампиры ненавидят друг друга всеми фибрами того, что у людей называется душой. О таком непримиримом противостоянии и идет речь в серии фильмов, начало которой положил "черный триллер"
Лена Уфйзмана "
Другой мир". Залогом успеха стала мрачная атмосфера, сложная мифология кланов, искусные поединки между вампирами и ликанами, а также романтическая история а-ля Ромео и Джульетта между представителями враждующих лагерей. Гибриду (полувампиру-полуликану) Майклу Корвину (
Скотт Спидман), которого взяла под свою защиту воин-вампир Селина (
Кейт Бекинсейл), завидовал, наверное, каждый второй зритель. Еще бы, сексуальная и яростная Селина рвала, как говорится, и метала, и теперь образ несравненной
Бекинсейл навеки связан с пресловутым латексом, обтягивавшим ее словно вторая кожа. Конечно, помимо сладкой парочки в фильме не последние роли сыграли такие мощные актеры как
Билл Найи и
Майкл Шин.
Шин, кстати, исполнил роль коварного лидера оборотней Люциана. В общем, если вам будет не достаточно одного "
Другого мира", знайте, к вашим услугам имеется еще четыре фильма серии.
Главный вампир всех времен и народов граф Дракула намеревается захватить мир, для чего ему понадобится помощь его многочисленных отпрысков. Помешать этому коварному плану Ватикан посылает в Трансильванию члена своего древнего ордена и охотника на нечисть Гэбриэла Ван Хельсинга (
Хью Джекман). В качестве помощников, а может и под руку, к Ван Хельсингу присоединяются два представителя древнего цыганского рода Валериус – принцесса Анна (
Кейт Бекинсейл) и ее обращенный в оборотня брат Вэлкан (
Уилл Кемп). А еще в заварушке принимаются участие Виктор Франкенштейн и его Чудовище. В общем, адреналин у всех зашкаливает, звериная сущность так и прет наружу, крестьяне замучились жечь замки и мельницы. Фильм красивый, в стиле стимпанка, а музыка
Алана Сильвестри ненавязчиво исправляет косяки
Стивена Соммерса. Что касается оборотней, то в фильме они представлены уже упомянутым Вэлканом, да и сам главный герой, которого мы привыкли видеть в образе росомахи, успел примерить на себя волчью шкуру.
Да, никакой ошибки нет – для представления главного соперника Эдварда Каллена (
Роберт Паттинсон), вампира с переливающейся кожей, подходит как раз второй фильм знаменитой саги. В "
Сумерках" Джейкоб Блэк (
Тэйлор Лотнер) был еще хоть и борзым, но юным и незрелым. На "
Новолуние" же пришелся его coming-out с обнаженным накаченным торсом, вид которого лишил ровно половину зрительниц сна и покоя. Именно в этом фильме мы узнали древнюю индейскую легенду об оборотнях из резервации "Ла-Пуш" и их перемирии с вампирами. Стая Джейкоба, с представителями которой нас познакомили, очень эффектно превращалась из немногословных парней в крупных агрессивных волков. А уж как они рвали на части "плохих" вампиров, это сказка. В общем, огромная заслуга "
Сумерек" в напоминании о том, что преданней собаки (считай, волка) нету существа, хоть некоторые все равно предпочитают вампиров.
Римейк классического фильма ужасов "
Человек-волк" 1941 года режиссера
Джо Джонстона, признаться честно, ругают. За то, что, увлекшись компьютерной графикой и кровью,
Джонстон не дал возможности актерам раскрыть своих персонажей – они словно до последнего кадра берегли патрон, который так и не пригодился. И, тем не менее, свою порцию удовольствия, глядя на
Энтони Хопкинса,
Бенисио Дель Торо,
Хьюго Уивинга и
Эмили Блант, можно получить: играющий на рояле Шопена Хопкинс, отужинавший слугами (классика жанра);
Дель Торо с печальными человеческими глазами в волчьем гриме, любовно выполненным знаменитым Риком Бэйкером;
Уивинг с цепким взглядом агента Смита и
Блант, безмолвно несущаяся по ночному лесу с револьвером наперевес, волосы назад – все этом вызывает приступ ностальгии. А если говорить об экшен-сценах – пробежке Человека-волка по крышам домов и финальной развязке, то тут и вовсе все выглядит достойно. В конце концов, несмотря на недовольство критиков и зрителей, сходивших в кино, продажи фильма на DVD были внушительными.
Завершим наш обзор триллером
Уильяма Брента Белла "
Оборотень", который помимо довольно прямолинейного сюжета предлагает вполне себе динамичное повествование с вкраплениями социального подтекста. Во Франции семья американских туристов зверски растерзана на лоне природы в полнолуние. По описанию, нападавший - крупный волосатый мужчина с огромными руками. Такой находится по соседству - румын Талан Гвинек с редкой болезнью, ограничивающей физическую активность, что и является главным аргументом защиты, которую возглавляет Кейт Мур (
А.Дж. Кук).
Решение снять фильм в жанре мокьюментари здесь очень к месту, поскольку создает эффект присутствия. А присутствовать в допросной рядом с волосатым детиной со спадающими на лицо патлами зрителю очень некомфортно, особенно, когда правозащитница все время требует снять со своего клиента наручники. Несмотря на предсказуемость сюжета "
Оборотень" выгодно отличается от большинства жанровых фильмов отсутствием некой сказочности, это жесткий и жестокий боевик, который предлагает взглянуть на перерождение человека в вервольфа с медицинской точки зрения. И еще, выбирая адвоката, остановите свой выбор на мужчине.