С тех пор как братья Райт объяснили, почему самолеты летают, а крыльями не машут, человечество активно передвигается в воздухе из точки А в точку Б, экономя время. Как и у любого вида транспорта, у самолетов есть свои плюсы и минусы. Из плюсов – скорость передвижения, красивые бортпроводницы и вид "из окна". Из минусов – затекшие ноги, храпящий рядом сосед и страх перед авиакатастрофой.
Они, к сожалению, случаются и о том, как это происходит, снято немало остросюжетных фильмов-катастроф. В нашем обзоре представлены лучшие из них, но если вы страдаете аэрофобией или вам в ближайшее время предстоит полет, советуем ознакомиться со статьей после приземления.
На какие только темы не писал свои производственные романы известный прозаик
Артур Хейли. В своих книгах он подробно описывал будни работников отеля, больницы, корпорации по производству автомобилей и аэропорта. Один из его бестселлеров "
Аэропорт" (1968) лег в основу одноименного триллера, который при производственном бюджете в десять миллионов долларов заработал в прокате больше ста и претендовал на десять "
Оскаров".
Неискушенному в те времена зрителю была представлена в деталях работа многочисленных служб крупного аэропорта – его управляющего, диспетчеров, таможенников, авиамехаников, капитанов и членов экипажа самолета, а так же обычных пассажиров. Двум опытным пилотам в условиях снежного бурана предстоит посадить поврежденный после взрыва, устроенного террористом, самолет. Отсутствие привычных для современного кинематографа спецэффектов с лихвой окупает игра
Берта Ланкастера,
Джорджа Кеннеди,
Джин Сиберг,
Дина Мартина,
Жаклин Биссет и
Хелен Хэйес ("
Оскар" за роль второго плана), а тревожная музыка
Альфреда Ньюмана создает невероятное напряжение и сейчас, через 50 лет после выхода фильма.
И вновь снежный буран и террористы блокирую нормальную работу аэропорта, на этот раз Вашингтон Даллес в канун Рождества. Целью преступников является освобождение наркобарона Эсперансы, которого экстрадируют в США для передачи под суд, и они требуют предоставить им для побега Boeing 747, угрожая в противном случае разбить заходящие на посадку гражданские самолеты. Но в продуманный до мельчайших деталей зловещий план закралась погрешность, которую было невозможно предугадать – среди встречающих оказался легендарный полицейский Джон Макклейн, предвкушающий обнимашки с любимой женой.
Брюс Уиллис (еще с солидной шевелюрой) практически в одиночку наводит порядок, совершая невероятные кульбиты на земле и в воздухе, не забывая при этом юморить.
Напряженный экшен, пылающие самолеты, захватывающие дух перестрелки и погони, изобретательные спецэффекты и драматизм ситуации с захваченными в заложники в воздухе пассажирами не дают расслабиться ни на секунду. "
Крепкий орешек 2" по праву считается лучшим в франшизе.
Неподдельный интерес вызывают к себе художественные произведения, основанные на реальных событиях, тем более, если это истории выживания в нечеловеческих условиях. Фильм-катастрофа
Фрэнка Маршалла "
Выжить" рассказывает о трагедии, произошедшей над заснеженными Андами в 1972 году. Самолет, летевший в Сантьяго с молодежной уругвайской командой по регби на борту, в связи с плохими погодными условиями и ошибкой пилота задел скалу и рухнул вниз.
В двухчасовом фильме сцена авиакатастрофы занимает не так много времени, но за эти несколько минут ты словно сам оказываешься внутри самолета, который на скорости начинает рассыпаться на куски – отрывается хвост, а вслед за ним одно за другим кресла задних рядов с сидящими в них пассажирами исчезают в зияющей дыре. Только через 72 дня придет помощь, а пока ребятам надо запастись верой в Деву Марию и собственные силы. Консультантом при работе над фильмом выступал один из пострадавших - Нандо Паррадо, роль которого сыграл молодой
Этан Хоук.
Еще с одной драматической историей выживания в заснеженных горах после крушения самолета можно познакомиться, посмотрев фильм
Ли Тамахори "
На грани". Никто не застрахован от несчастного случая, даже миллиардер Чарльз Морс (
Энтони Хопкинс), который сопровождает жену-фотомодель на съемки на Аляску. Причиной крушения легкого одномоторного самолета-амфибии, на котором Чарльз, фотограф Боб Грин (
Алек Болдуин) и его помощник Стивен (
Хэролд Перрино) отправились на озеро к местному охотнику, стали птицы. С пробоинами в лобовом стекле и мертвым пилотом самолет рухнул в ледяную воду. Чудом уцелевшие пассажиры выбрались на берег, а впереди их ждали недели скитаний в поисках людей, смертельная схватка с гризли-людоедом и испытание на прочность, которому подвергается "цивилизованный" человек, оказавшийся в дикой природе без сотового телефона.
В своем художественно-документальном фильме "
Потерянный рейс"
Пол Гринграсс реконструирует трагические события, произошедшие на борту авиалайнера, выполняющего рейс United Airlines-093 11 сентября 2001 года. Речь о четвертом самолете, захваченном террористами, целью которого, предположительно, был Белый дом или Капитолий. Для большей достоверности Гринграсс использовал ручные портативные камеры, создающие у зрителя эффект присутствия и вследствие этого почти панику. В фильме нет известных актеров, зато снимаются настоящие сотрудники аэропорта, диспетчеры, бортпроводники. Картина держит в напряжении от первой до последней минуты, и несмотря на известный исход, до последней секунды веришь, что пассажиры, проявившие настоящий героизм, вступив в экстремистами в схватку, смогут уцелеть.
Вместо того, чтобы провести Рождественскую ночь в объятьях невесты, трудоголик Чак Ноланд (
Том Хэнкс), летит в Малайзию на самолете компании FedEx, чтобы обучить малазийцев премудростям почтовой науки. Самолет попадает в бурю, теряет управление и падает в Тихий океан. Сцена аварии, за которую фильм претендовал на премию MTV Movie Awards в категории "самый зрелищный эпизод", снята со знанием дела. Вот снявший ботинки Ноланд заглядывает в кабину пилота, чтобы узнать, все ли в порядке, и вот уже мы вместе с ним, не веря своим глазам, наблюдаем через лобовое стекло, как океан несется прямо навстречу нам. Удар, тебя настигает поток воды, тащит по проходу, и через мгновенье ты барахтаешься в ночном океане среди горящих обломков самолета, вцепившись в надувной плот. Следующие пять лет Ноланд выживает на необитаемом острове, а
Хэнкс представляет театр одного актера. Хотя, нет, по отношению к Уилсону это было бы несправедливо.
Следующему фильму, возможно, не место в подборке, поскольку авиакатастрофы в нем удалось избежать. Речь идет о реальных событиях, произошедших на высоте 975 метров в небе над Нью-Йорком 15 января 2009 года, когда самолет Airbus A320-214 через полторы минуты после взлета столкнулся со стаей гусей. Аэробус с вышедшими из строя двигателями были готовы принять три аэропорта, но 57-летний пилот Чесли Салленбергер (
Том Хэнкс) решает приводнить лайнер на воды Гудзона. Никто из 150 пассажиров и пяти членов экипажа не пострадал, а событие получило название "чудо на Гудзоне".
Однако когда стихли аплодисменты, была созвана комиссия для расследования аварии, ведь Салли утопил имущество компании.
Клинт Иствуд и
Том Хэнкс создали настоящее мужское кино, довольно скупое на эмоции. Сомневающегося в правильности принятого решения пилота с 40-летним стажем
Хэнкс играет сдержанно, вся борьба происходит внутри. Это фильм не о катастрофе, а о тех, кто за доли секунды принимает правильные решения, руководствуясь не только профессиональным опытом, но и интуицией, думая в первую очередь о пассажирах.
Увидеть Париж и умереть? Как бы не так, все закончится гораздо скорее – на взлете. Самолет начнет трясти, прогремит взрыв, и салон со школьниками, мечтающими увидеть самый романтический город на Земле, охватит пламя. Именно эта картина пригрезилась Алексу Браунингу (
Девон Сава) перед полетом и, не побоявшись насмешек, парень бросился вон, увлекая за собой группу одноклассников. Смерть, как мы знаем, все равно настигла каждого сбежавшего и впредь поступала так во всех сиквелах. Но именно со сцены авиакатастрофы началась знаменитая хоррор-франшиза.
Если в "
Изгое"
Роберт Земекис утопил самолет и отправил Чака Ноланда на необитаемый остров, чтобы проверить его на прочность, то в психологической драме "
Экипаж" режиссеру не понадобилось изолировать главного героя – он уже давно и самостоятельно превратился в изгоя. Опытный пилот гражданской авиации Уильям Уитакер (
Дензел Вашингтон) умудряется совершить аварийную посадку авиалайнера с вышедшей из строя системой управления. В итоге из 102 человек гибнут 4 пассажира и 2 стюардессы. Кстати, все это время Уитакер был под воздействием наркотиков и в состоянии алкогольного опьянения. Надо отдать должное
Земекису – в "Рейсе" сцена аварийного снижения снята очень эффектно и натуралистично. Планирующий "вверх ногами" самолет, героизм стюардесс, паника среди пассажиров, четкие команды Уитакера и невероятное приземление – наблюдая за этим, забываешь дышать. А после зрителя в качестве присяжного приглашают на "разбор полетов", где он должен вынести вердикт без пяти минут герою летчику-алкоголику. Сильная роль
Вашингтона, сумевшего реалистично показать деструкцию личности своего героя, талантливого летчика. Фильм претендовал на множество профессиональных наград, в том числе на "
Оскар".
Завершим наш обзор легендарным советским двухсерийным фильмом-катастрофой
Александра Митты "
Экипаж". Несмотря на 40-летный "возраст" картина не утратила своего нерва, очарования, жизненности и глубины. В первой серии, снятой в жанре мелодрамы, мы знакомимся с членами экипажа авиалайнера Ту-154, узнаем в них, в общем-то, обычных людей со своими историями. А вот во второй части нас ждет напряженный экшен, когда ставшие нам близкими герои, совершают чудеса героизма. Этих чудес, пожалуй, слишком много для не-супергероев: эвакуация нефтяников в условиях землетрясения, селевых потоков и горящей нефти, ремонт повреждений, которые получил самолет при взлете, аварийная посадка. Когда второй пилот Ненароков и бортинженер Скворцов по очереди устраняют поломки в воздухозаборнике и на обшивке лайнера во время полета, напряжение сумасшедшее.
И все это под невероятную музыку
Альфреда Шнитке и молчаливые взгляды пассажиров, у которых в глазах столько мольбы и отчаяния, что обмануть их ожидания попросту нельзя.
Георгий Жженов,
Александра Яковлева,
Леонид Филатов и
Анатолий Васильев заставляют поверить, что люди, находящиеся в кабине экипажа, сделают все, чтобы полет прошел нормально.
Александр Митта снял поистине уникальный, революционный для своего времени фильм, оду настоящим летчикам.