3 июля 1985 года стало особенным днем для всех любителей кино, фантастики и приключений. В это день состоялась премьера фильма малоизвестного тогда Роберта Земекиса "Назад в будущее", в котором автомобиль-машина времени DeLorean лихо уносился в прошлое, оставляя на мостовой горящие следы от покрышек. Фильм 12 недель возглавлял топ кассовых сборов, стал самым кассовым фильмом 1985 года, получил 4 номинации на премию "Оскар" и оскаровскую статуэтку за лучший монтаж звуковых эффектов, но мы любим его не за это - а за то, что двадцать пять лет не гаснет в памяти оставленный им огненный след.
Фильм про выпускника Марти МакФлая, который на машине времени, созданной эксцентричным ученым Эмметом Брауном, попадает из 1985-го в 1955-й год и случайно препятствует встрече своих будущих родителей, до сих пор смотрится безумно увлекательно и является любимой кинолентой многих зрителей. К серебряному юбилею картины давайте отправимся назад в прошлое и вспомним основные интересные моменты, связанные с созданием ленты "Назад в будущее", ставшей одним из главных хитов 1980-х.
Сценарий
Сценарист Боб Гэйл, тогда уже друживший и работавший с Робертом Земекисом, придумал "Назад в будущее", когда в гостях у родителей листал выпускной фотоальбом своего отца. Гэйл задумался: "А что если бы они были с его отцом одного возраста? Подружились бы они тогда?" - и решил, что вряд ли.
Роберт Земекис в первую очередь обратился с идеей фильма на студию "Дисней" - но там почему-то испугались, что история про любовный интерес матери к сыну, даже через призму перемещения во времени, испортит "семейную" репутацию студии.
В отличие от "Диснея", Стивен Спилберг и студия "Universal" не испугались - и дали зеленый свет разработке сценария и съемкам.
Боб Гэйл и Роберт Земекис, писавшие сценарий, сперва хотели представить машину времени то лазерной установкой, то вообще холодильником. Вариант с холодильником вызвал опасения, что после фильма юные зрители полезут в холодильники в попытке отправиться в будущее или прошлое - и застрянут там.
Наконец, Гэйлу пришло в голову, что машину времени можно сделать действительно машиной - и в третьем варианте сценария средством перемещения во времени стал хорошо знакомый нам автомобиль DeLorean, после фильма ставший поистине культовым.
Кстати, этот автомобиль назван в честь талантливого американского инженера и менеджера Джона Делореана, который возглавлял Pontiac, Chevrolet и General Motors, а затем создал свою компанию DMС - которая и выпустила знаменитую "машину времени".
Первые версии сценария предполагали гораздо более масштабные и меняющие общество события, выходящие далеко за пределы городка Хилл-Вэлли. К примеру, рок-н-рольный отжиг Марти на выпускном у его будущих родителей приводил по сценарию к бунту выпускников, который подавляла полиция. Недостающую для пуска машины времени энергию Марти получал на испытаниях ядерной бомбы в Неваде - а по возвращении в 1980-е обнаруживал, что ход истории изменился и новая реальность похожа на описанную в романе Оруэлла "1984". И устраивал революцию, начиная с открытия рок-н-ролла.
Некоторые изменения в сценарий "Назад в будущее" внес и глава студии "Universal Pictures" Сид Шейнберг, который предложил собаку по имени Эйнштейн в качестве домашнего животного Дока Брауна (вместо шимпанзе), а мать Марти обязал назвать Лоррейн - в честь своей жены. Шейнберг опасался, что фильм со словом "будущее" в названии не заинтересует зрителя и хотел, чтобы его назвали в юмористическом ключе - "Пришелец с Плутона". Однако продюсер Стивен Спилберг в ответ рассмеялся и представил идею Шейнберга как удачную шутку.
Кстати, по первоначальным вариантам сценария, Марти являлся своему будущему отцу как тот самый "пришелец с Плутона" - и только в окончательном сценарии появилось его искрометное появление со словами "Я Дарт Вейдер".
Съемки
Единственным, кого Роберт Земекис видел в роли Марти, изначально был Майкл Джей Фокс. Однако Майкл к началу съемок стал телезвездой сериала "Семейные узы" и не мог покинуть съемочную площадку для участия в фильме Земекиса.
Поэтому на роль Марти позвали актера Эрика Штольца - однако он выглядел в кадре слишком взросло и совсем не подходил на роль выпускника-тинейджера. Через три недели Земекис уволил Штольца и снова обратился к Майклу, заклиная его сняться в "Назад в будущее". И Джей Фокс согласился - при условии, что работа над фильмом не повредит его съемкам в "Семейных узах".
Начались пересъемки материала, сделанного с Эриком Штольцем: днем Майкл снимался в сериале, а ночью - в фильме Земекиса, и спал на протяжении съемок "Назад в будущее" всего по паре часов в сутки.
Специально для съемок фильма Майкл научился кататься на скейтборде - и не зря старался: всем, кто хоть раз видел "Назад в будущее", навсегда запомнилось, как МакФлай виртуозно гонял на скейте в школу и обратно, прицепившись к проезжающим машинам.
Земекис и Гэйл заранее не планировали делать "Назад в будущее" трилогией. Поэтому в первом фильме, когда он вышел в кинотеатрах, вслед за улетающим вдоль трассы ДеЛореаном сразу начинались финальные титры. Однако бешеный успех фильма сразу заставил всех говорить о продолжении - и в версии фильма, вышедшей на видеокассетах, к радости поклонников перед титрами появилась надпись "To Be Continued…".
Вторую часть "Назад в будущее" ждали с горячим нетерпением. Нил Стросс цитирует в своем романе "Игра", основанном на реальных событиях, реплику своего друга: "Когда я учился в десятом классе, я хотел убить себя, потому что не знал, зачем жить. А потом я услышал, что через 23 дня состоится премьера "Назад в будущее 2". Я завел календарь и вычеркивал каждый день до премьеры фильма. Это было то, ради чего стоило жить".
Цитаты
По выходу фильм "Назад в будущее" был буквально разобран на цитаты. Да вы и сами, наверное, шутливо отвечали родителям на требование сделать тише хард-рок или грандж словами Марти МакФлая: "Вы еще не готовы к такой музыке, но вашим детям она понравится". А вот это - "Навоз! Я ненавижу навоз!", "Святые угодники" или "Никто! Никто не называет меня трусом!" и так далее.
Когда Рональд Рейган (тот самый актер, который был избран президентом на второй срок за год до выхода фильма) первый раз смотрел "Назад в будущее", его так зацепила фраза Дока Брауна "Да как актер смог стать президентом?" - что он попросил киномеханика перемотать и показать ему этот момент еще раз.
Рейгана так впечатлил фильм Земекиса, что президент даже включил цитату из него в свое обращение к американскому народу в 1986 году. Говоря о будущем Америки, он заявил: "Как было сказано в фильме "Назад в будущее", "Там, куда мы отправляемся, дороги нам не понадобятся".
Киносудьба создателей фильма
Роберт Земекис после шумного успеха "Назад в будущее" стал звездой первой величины. И затем он подарил нам "Кто подставил кролика Роджера", еще две части "Назад в будущее", шедевры "Форрест Гамп" и "Изгой". В последние годы режиссер увлекся технологией 3D-capture-motion, на основе которой снял анимационные картины "Беовульф", "Полярный экспресс" и прошлогоднюю "Рождественскую историю".
Боб Гэйл написал еще две части "Назад в будущее", а потом снял по свеому сценарию замечательную "Трассу 60".
Майкл Джей Фокс после трилогии снялся у Гэйла в "Трассе 60", у Тима Бертона в "Марс атакует!", а в последние годы, прошедшие в борьбе с серьезным недугом, сосредоточился на сериалах - "Клиника", "Юристы Бостона" и т.д.
Великолепный Кристофер Ллойд, исполнивший роль чудаковатого ученого Дока Брауна, снялся более чем в 100 фильмах и сериалах, но трилогия "Назад в будущее" остается высшей точкой его актерской карьеры.
А вот для Билли Зейна трилогия "Назад в будущее" стала настоящим трамплином - впоследствии он сыграл главного отрицательного героя в "Титанике" Джеймса Кэмерона, а киноманам запомнился еще в роли напарника Тома Беккета в картине "Снайпер", а также в триллере "Мертвый штиль".
Лиа Томпсон, сыгравшая мать Марти МакФлая, на самом деле была старше Майкла Джея Фокса всего на десять дней. Ей приходилось тратить по 3 часа в гримерной, чтобы становится 47-летней "мамочкой" для съемок эпизодов "Назад в будущее" в 1985-м году. Как и Ллойд, кроме трилогии Земекиса, актриса больше не отличилась заметными и выдающимися фильмами.
Криспин Гловер - отец Марти (который в реальности был моложе Джея Фокса на три года) - после "Назад в будущее" "затаился" на время, а затем в его карьере случился настоящий прорыв и он отметился в "Ангелах Чарли", "Беовульфе" и "Алисе в стране чудес".
К сожалению, после завершения трилогии практически совершенно не попадает в объектив кинокамер замечательный актер Томас Уилсон, сыгравший одного из самых ярких злодеев за всю историю кинематографа - Бифа Теннана, а также всех его предков и потомков.
Отголосок
В 1980-е мир волновал прогресс науки и техники: перспективы виделись то радужные, то ужасающие. В это время много снимали о будущем и перемещениях во времени: достаточно вспомнить хотя бы мрачный прогноз Джеймса Кэмерона в "Терминаторе" насчет грядущего ядерного апокалипсиса.
"Назад в будущее" был гораздо более ироничным и оптимистическим фильмом. Но он говорил о перемещениях во времени и всяких научных чудесах скорее метафорически - имея в виду авторскую роль каждого из нас в своей жизни и судьбе.
Два Боба - Земекис и Гэйл - в далеком 1985-м донесли до нас, что результаты, которые мы хотели бы получить, и мечты, которые намерены исполнить, сбываются и становятся видны не сразу, а на длительном интервале времени ("Тридцать лет - красивое круглое число" (с)).
Огненный след - вот что мы оставляем на линии своей жизни каждым поступком, который совершили или не решились. И "Назад в будущее" двадцать пять лет незабываем и любим не только потому, что это замечательно снятый, смешной, парадоксальный и захватывающий фильм. Просто он при каждом просмотре снова вдохновляет нас на главные решения, напоминая древнюю максиму: соверши поступок - обрети привычку - построй характер - создай судьбу.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов и andrew