Главная вампирская сага современности на пути к развязке делает крюк. Эдвард предлагает Белле пожениться, а она не хочет терять дружбу Джейкоба. Их неклассический и не вполне любовный треугольник становится еще более многогранным. Тем временем вампирша Виктория, сгорая от жажды мести за убитого возлюбленного, собирает в Сиэттле армию новообращенных - и нападает на Калленов. В третьей части саги "Сумерки" - "Затмение" - на Беллу находит затмение, и она тянется к Джейкобу, пока к ней тянутся клыки ожесточенной Виктории.
Смена второго режиссера сумеречной саги ничего, в сущности, не изменила на экране - "Сумерки" по-прежнему - чувственно-разговорная ботва с приятными песенками. Городок Форкс, где разворачиваются чувственные страсти, по-прежнему окружает величественный лес, вампиры быстры как никогда, а оборотни - огромны и пушисты. Эдвард все так же старомоден и сдержан на фоне распаленной желанием стать сперва женщиной, а затем вампиром Беллы. У Джейкоба все так же нет рубашки и он со своими лесными братьями норовит пощеголять мускулистым торсом.
Замена Криса Вайца на Дэвида Слэйда на режиссерском посту третьей части "Сумерек" объясняется наложением съемочных графиков, но выглядит абсолютно логичной. В "Новолунии" требовалось ввести оборотней-волков - а Вайц уже показал класс в обращении с компьютерным экранным зверинцем в "Золотом компасе".
В "Затмении" было нужно красиво показать сражение с новообращенными вампирами - мощными и свирепыми - а Дэвид Слэйд уже устраивал красивую вампирскую распрю в заполярном ужастике "30 дней ночи".Третья часть "Сумерек" должна была стать самой жесткой и энергичной серией во всей саге - и Дэвид Слэйд со сценаристкой Мелиссой Розенберг (подруга Стефани Майер) отлично справились с задачей.
Динамикой "Затмения" движет самый известный и любимый детский сюжет - вечные противники объединяются против общего врага. Чтобы победить крепких и алчных до крови новообращенных вампиров, клан Калленов объединяется с оборотнями - и волки плечом к плечу вурдалаками учатся вбивать в прелую желтую листву кровососущую молодежь.
Жесткости в "Затмении" немало - за фильм показывают много "обращений", отрывают конечности; вампирские головы летят только так - но камера всякий раз либо смущенно скользит мимо, либо в кадре стремительно случается затмение, и самое интересное не показывают. Похоже, создатели слишком расстарались ради "мягкого" рейтинга - и обещанный драйв фильма этим во многом убит: схватки в нем абсолютно стерильны. Радуют глаз лишь "стеклянные" разрушения тел вампиров, сделанные очень эффектно.
Дэвид Слэйд смело пользуется сильными решениями первой части "Сумерек" - особенно ярким напоминанием вышла сцена, в которой Джаспер учит вампиров драться с новообращенными. По стилю и манере съемок она сделана в точности как энергичный бейсбол вампиров под "Supermassive Black Hole" группы Muse в первой серии. Зато в эмоциональном плане "Затмение" вышло сильнее второй части (но до первой, конечно, не дотягивает). Сомнения, страдания и мучения героев выглядят здесь более настоящими и понятными.
Дело в том, что в "Затмении" на деле проявляются недостатки вампиров. Раньше они выглядели сверкающими высшими существами, словно специально созданными для идеализаций, а сюжет третьей части дал почувствовать их мертвенную слабину. Эдвард, пожалуй, впервые в "Затмении" выглядит живым - а не стеклянноглазым истуканом из девичьих снов. Он не способен согреть любимую даже когда она стучит зубами от холода, и он страдает сразу по двум поводам - из-за того, что причиняет Белле боль, и из-за симпатий Беллы к Джейкобу. Джейкоб ведет себя не как кобель, а как преданный влюбленный и мужчина. А Белла очень жизненно опасается, что Эдвард не хочет укусить ее, потому что после обращения она потеряет свой запах и тепло.
Однако главная троица актеров, как и прежде, играет деревянно. Величественный лес, окружающий городов Форкс, в кадре убедительнее их. Находкой третьей части саги стали Джоделль Ферланд, исполнившая впечатляющее камео новообращенной девочки Бри с печальной судьбой, и Ксавьер Сэмюэль - трогательный и опасный новообращенный Райли, марионетка вампирши Виктории.
Сама Виктория уже не та, что раньше. Замена Рашель Лефевр на посту главной злыдни саги карамельной Брайс Даллас Ховард не пошла "Затмению" на пользу: огненноволосая вампирша Виктория - это была роль Лефевр. Но эпизоды с Викторией выглядят волнующе и красиво, и ее схватка с Эдвардом - пока однозначно лучший экшен-эпизод саги "Сумерки".
В "Затмении" много флэшбеков, призванных лучше познакомить нас с некоторыми второстепенными героями. Джаспер выходит из тени остальных членов семьи Калленов и оказывается очень колоритным и харизматичным. Его прекрасная подруга Элис, блистающая в "Новолунии", наоборот, уходит куда-то в тень.
В конечном итоге "Затмение" оказывается не лучше и не хуже "Новолуния". История развивается, залы полны, сборы безмерно радуют продюсеров - но по эмоциональному воздействию оба фильма блекнут перед впечатляющим началом вампирской саги - оргинальными "Сумерками", обладающими огромной пробивной силой.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов