Режиссер трилогий "Властелин колец" и "Хоббит"
Питер Джексон написал открытое письмо, в котором отдал дать памяти скончавшемуся другу и коллеге Яну Холму, сыгравшему в его знаменитых проектах роль Бильбо Бэггинса. В нем режиссер рассказал о некоторых ключевых моментах съемок и своем опыте общения с артистом.
"Я очень опечален кончиной сэра
Яна Холма.
Он был таким восхитительным, великодушным человеком. Тихий, но дерзкий, с очаровательным блеском в глазах. Еще в начале 2000 года, до того как мы начали снимать наши сцены с Бильбо для "Братства кольца", я нервничал из-за того, что мне предстоит работать с таким именитым актером, но он сразу же успокоил меня. Находясь в Бэг-Энде в первый же день, перед тем как были включены камеры, он отвел меня в сторону и сказал, что будет пробовать по-разному сыграть свои сцены в каждом дубле, и я не должен волноваться. Если после пяти или шести дублей он не даст мне того, что мне было нужно, тогда я обязан указать ему конкретное направление.
И именно так мы и поступали. Его реплики и монологи оказались невероятно разнообразны и все они были просто замечательны. Он практически не нуждался ни в каком руководстве. Он дал нам богатейший выбор для работы в монтажной студии. Это были четыре очень комфортных для меня недели совместной работы над первыми 30 минутами фильма.
Если вы помните, в одном из эпизодов Бильбо рассказывал о своих ранних приключениях завороженной аудитории, состоящей из трех-четырехлетних детей, которые сидели у его ног на поле, где проходила вечеринка. Мы начали с того, что сняли само выступление Яна, рассказывающего историю, но нам также нужны были разные планы детей, реагирующих на различные драматические моменты.
Но маленькие дети очень быстро начинают скучать, и мы поняли, что они не смогут слушать одну и ту же историю снова и снова, пока мы будем снимать их с разных ракурсов. Чтобы удержать внимание детей, я предложил ему рассказывать иную историю в каждом дубле, добавляя дополнительные фрагменты, придумывая новые приключения, пока мы делаем то, что было в сценарии. Я пообещал, что разберусь с обилием материала в монтажной.
Нам также нужно было, чтобы дети оставались на месте, пока мы быстро перемещали камеры из одного угла съемочной площадки в другой. На это "быстро" означает примерно 15 - 20 минут. Так что, пока все это происходило, я сообщил Яну, что ему придется развлекать их, то есть все время рассказать им другие истории в перерыве между съемками. И именно так он и сделал. Через пару часов мы сняли все, что нам было нужно. Когда детей увели с площадки и группа переключилась на другие сцены, Ян сказал, что это была один из самых сложных эпизодов в его жизни с профессиональной точки зрения.
Прошло более десяти лет, и мы планировали, что он снова сыграет Бильбо в первых сценах "Хоббита". Мы с Фрэн ужинали с Яном и его женой Софи в Лондоне, и вдруг он сказал нам, что ему очень жаль, но он не может этого сделать. Мы были в шоке, но он признался, что у него диагностировали болезнь Паркинсона, и ему теперь очень сложно запоминать свой текст. Ему стало трудно передвигаться, и уж точно он не мог добраться до Новой Зеландии. Будучи человеком который не любит распространяться о своей личной жизни, он сказал, что фактически ушел в отставку, хоть и не объявлял об этом.
Это был настоящий удар, потому что мы придумали, как нам казалось, хороший способ передать роль от Яна к Мартину Фриману, который должен был сыграть молодого Бильбо. Я описал ему это, и ему понравилось. Я также рассказал ему, что моя мать и дядя оба страдали болезнью Паркинсона в течение многих лет, и я был очень хорошо знаком с последствиями этой болезни.
И в этот момент наш ужин, в процессе которого, как мы рассчитывали, мы будем рассказывать о новых сценах, а Ян рассчитывал, что объяснит, почему он не может этого сделать, внезапно превратился в мозговой центр, где Ян, Софи, Фрэн и я пытались выстроить процессы, позволяющие Яну сыграть Бильбо в последний раз.
Да, мы снимаем фильмы в Новой Зеландии, но что, если мы приедем в Лондон и будем снимать его сцены рядом с его домом? К концу обеда он кивнул и сказал: “Да, я думаю, что смогу это сделать”. Я прекрасно понимал, что он делает исключительно из уважения ко мне, и, взяв его за руки, поблагодарил со слезами на глазах.
Мы начали съемки в Новой Зеландии с Мартином Фриманом, нашим молодым Бильбо. Мартин искренне восхищался Яном Холмом, но никогда с ним раньше не встречался. Он великодушно согласился надеть специальный грим, чтобы сыграть сэра Яна Холма, играющего старого Бильбо, для некоторых сцен с общими планами, ему очень хорошо удалось передать его манеру. Через пару месяцев мы вернулись в Лондон, прихватив с собой набор декораций "Бэг-Энд", и, как и обещали, сняли эпизоды Яна. Его милая жена Софи была рядом с ним каждый день, помогая ему и нам.
В течение четырех дней мы сняли все, что нам было нужно.
Элайджа Вуд и Ян подружились еще во время работы над "Властелином колец", и Элайджа каждый день был на съемках в Лондоне, оказывая Яну дополнительную поддержку.
Я надеялся, что в фильмах зрители просто увидят, как Ян Холм вновь стал Бильбо. А я видел я на съемочной площадке, блестящего актера, играющего свой последний спектакль. Это было невероятно смело с его стороны, и очень эмоционально для тех, кто был свидетелем этого. Мы всегда будем безмерно благодарны Яну за это. За то время, что мы были вместе, мы с Фрэн очень полюбили его, мы были в восторге от его общества.
Чтобы отпраздновать окончание съемок, Ян и Софи пригласили нас с Фрэн на ужин к себе домой. Это была прекрасная ночь, полная юмора и веселья. Кстати, мы я Яном вдруг поняли, что нас объединяет сильный взаимный интерес к Наполеону, и болтали о нем часами. Год спустя, когда в Лондоне состоялась премьера первого фильма о Хоббите, слегка смущенный
Мартин Фриман наконец-то познакомился с Яном Холмом.
Наблюдение за его работой научило меня многому. Для меня было честью - работать с ним и благословением - знать его. Меня всегда восхищала игра Яна в финальных сценах "Возвращения Короля". Помните? "Думаю, я вполне готов к новому приключению".
Прощай, дорогой Бильбо. Счастливого пути, дорогой Ян".