Семейная пара биохимиков, успешно скрестив более-менее все растительное и животное, решается пойти немножко дальше - и получить опытный образец скрещения человеческой ДНК со всей прочей флорой и фауной. На свет появляется миловидная девочка с хвостом и на курьих ножках, которая стремительно взрослеет. И по мере ее роста названные родители обнаруживают друг в друге новые стороны личности и скелеты в шкафу. Режиссер Винченцо Натали представляет главный естественнонаучный хит этого лета про основной инстинкт.
"Химера" - удивительно точное определение того создания, которое произвели на свет биохимики, смелые, как пьяный Дон Кихот. Это слово означает несбыточную мечту и греческое чудовище - смесь бульдога с носорогом, а в современном толковании – обманчиво приятную и милую, а на самом деле - кошмарную смертельно опасную тварь (обычно женского пола).
Девочка, которая появляется от союза разнородных ДНК, пока растет, пробуждает все родительские и, в первую очередь, - материнские инстинкты, как бы глубоко внутри вас они не были запрятаны. Она выглядит такой милой и вызывает такое стойкое желание опекать, что первую половину фильма пугает не она, а фашистские замашки ее названных родителей - биохимиков. Потом все перевернется, но будет уже поздно.
Про "Химеру", собираясь на просмотр, идеально совсем ничего не знать - тогда интереснее и неожиданнее будут смотреться все метаморфозы, которые произойдут за фильм с героями, героиней и сюжетом. Винченцо Натали играет на поле, совсем недавно оставленном непонятым гением Ларсом фон Триером, - и выигрывает за счет прямолинейности и простоты.
"Химера" гениально, как биохимия, вскрывает основной мотив человеческого поведения и поступков, и самое страшное в фильме - далеко не тварь творения рук и умов человеческих, а попытка заглянуть нашей примитивной правде в лицо. Мы настроили пирамиды причин и следствий и луксоры мотивов вокруг себя, но в действиях остаемся просты, как два куска органической материи, эпиграфом очерченные в фильме.
Смотреть "Химеру" тяжело - особенно мамам, и в особенности первую половину. Как "Антихрист" вдавливал в пол своим впечатляющим прологом, так "Химера" невыносимо точна в деталях при описании отношений родителей - мамы с папой и ребенка в его детском возрасте и по мере дальнейшего взросления. Мама за дочку, дочка за кошку и папа за свое - почти дословное отражение той универсальной программы, которая всех нас делает куклами и не позволяет за деревьями увидеть леса в древней и главной пьесе о смене поколений.
Фильм Винченцо Натали - не для многократного просмотра: временами он почти мучителен, и оставляет тягостное впечатление. При этом предъявить "Химере" что-нибудь кроме хрестоматийного "Правда глаза колет" не получится: основная и единственная претензия к фильму, пожалуй, - в том, что он тяжело смотрится и вызывает больше внутреннего сопротивления, чем интереса. Однако этот недостаток вполне искупляет чудесный саундтрек и впечатляющая игра двух главных артистов - Эдриана Броуди и Сары Полли.
Поэтому, придя на "Химеру", вы не спрячетесь и уже вряд ли сбежите - но вот что будете делать с донесенным фильмом посланием, останется на ваше усмотрение. Кого-то "Химера" рассмешит, кого-то - насторожит, а некоторых - неожиданно примирит с "Антихристом" Ларса фон Триера.
Мы давно знаем про конфликт отцов и детей, про первородный грех и про напряги Бога с непослушными Адамом и Евой. Но Винченцо Натали, кажется, доносит впервые, что антихрист - это не тот, кто будет после, а тот, кто будет вместо тебя.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов