6 мая - важная дата в истории российского кинематографа вообще и московской его части особенно. Именно в этот день в 1896 году состоялось мероприятие, которое навсегда изменило культурный облик древней столицы России, и оказало огромное влияние на развитие развлекательной индустрии. Известный французский импресарио Рауль Гюнсбург представил московской богеме фильм братьев Люмьер "
Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота".
Историки продолжают спорить, когда именно основоположники кино создали свой короткометражный шедевр, который впервые передал на плоской поверхности движение в перспективе. В официальном каталоге компании Люмьер "Прибытие поезда" датируется 1897 годом, но общеизвестно, что первый показ его состоялся раньше - в январе 1896 года.
Как бы там ни было, но уже в мае копия "Прибытия поезда" оказалась в Москве. Местом премьеры был выбран театр известного русского предпринимателя и одного из богатейших столичных купцов Гаврилы Солодовникова. По свидетельству современников, зал, устроенный "по последним указаниям науки в акустическом и пожарном отношениях", и вмещавший три тысячи человек, был заполнен, и показ произвел большой эффект на избалованную зрелищами публику.
Позже фильм стал одной из главных достопримечательностей скандально известного заведения под названием "Театр концерт-паризьен", открытого на Нижегородской ярмарке французским антрепренером, (а по некоторым сведениям, обычным авантюристом), Шарлем Омоном. Несмотря на довольно спорную репутацию театра, в котором артистки были обязаны исполнять любые прихоти "зрителей", именно здесь состоялись первые уже коммерчески успешные сеансы люмьеровской классики.
Певец русской революции Максим Горький, заглядывавший в "концерт-паризьен", так описал свои впечатления в газете "Нижегородский листок": "Вчера я побывал в царстве теней. И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас - берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока".
Фильм "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" стал объектом для бесчисленных подражаний и цитировался в дальнейшем не только в полнометражных кинолентах, но и в анимационных и даже игровых проектах.