Фильмы на военную тему всегда привлекают повышенное внимание зрителей. Одни из них рассказывают о драматических событиях, происходивших в годы тех или иных вооруженных конфликтов, другие - представляют зрителям вымышленные, а зачастую, и вовсе фантастические истории. Но во всех случаях такие проекты необычайно сложны. Не только потому, что требуют от создателей большой аккуратности и внимания к историческим деталям, но и из-за необходимости максимально эффектно демонстрировать реальные образцы боевой техники. И в этом смысле с наибольшими трудностями сталкиваются те кинематографисты, которые стремятся рассказать о морских сражениях или знаменитых кораблях. И в силу масштабности таких баталий, и из-за сложности работы с водой. С перечнем некоторых подобных картин издание "Новости кино" познакомит своих читателей.
Пожалуй, самый популярный голливудский военный блокбастер, отчасти основанный на реальных событиях, и рассказывающий о японском нападении на базы ВМС и ВВС США на Гавайских островах в 1941 году. В центре сюжета героический любовный треугольник, состоящий из двух друзей-пилотов и прекрасной медсестры, вступающей в романтические отношения то с одним, то с другим. У главных героев действительно были реальные прототипы, но их биографии оказались сильно искажены. Один из них Кенет Тейлор, доживший до премьеры, был очень недоволен столь вольной интерпретацией его судьбы. В "
Перл-Харборе" фигурируют действительно участвовавшие в этих драматических событиях корабли и самолеты, а сами съемки проходили в том числе и на действующей гавайской военно-морской базе.
Было построено несколько масштабных декораций, в том числе изображающих линкор "
Оклахома" (
USS Oklahoma), торпедированный японцами. В съемках был задействован авианосец "
Лексингтон" (
USS Lexington), который изображал одновременно и американский и японский авианосцы. Флот США также разрешил задействовать авианосец "
Констелейшн" (
USS Constalation), изображавший своего "старшего брата" -
USS Hornet, с палубы которого стартовали бомбардировщики подполковника Дулиттла
B-25B.
В создании фильма принимала участие и Россия. Так, в Оренбурге по сохранившимся чертежам были построены два самолета "
Mitsubishi Zero" принимавших участие в налете на Перл-Харбор. Еще несколько настоящих японских и американских самолетов были найдены в различных военных музеях. Фильм был успешен в прокате и удостоен премии Американской Киноакадемии за спецэффекты.
Нападению на гавайскую базу США были посвящены еще несколько известных кинолент, в том числи и совместный японско-американский фильм под названием "
Тора! Тора! Тора!" 1970 года выпуска. В отличие от романтической версии, предложенной зрителям в "
Перл-Харборе", в этом случае события были воспроизведены с максимальной достоверностью и с двух точек зрения. Консультантами выступали участвовавшие в этих сражениях ветераны с обеих сторон.
Корабль имперского флота, с которого стартовали ударные авиационные группы, изображал американский авианосец "
Йорктаун" (
USS Yorktown), принимавший участие во множестве реальных морских битв в годы Второй мировой войны. "Роли" японских самолетов исполнили тренировочные "
Т-6 Texan", слегка "модернизированные" с помощью фальшивых накладок. Часть самолетов, в том числе "
Curtiss P-40" и "
Boeing B-17", настоящие. Из-за непонятного американскому зрителю названия и не слишком внятной рекламной кампании "
Тора! Тора! Тора!" повалился в прокате, но был высоко оценен специалистами, в том числе и Американской Киноакадемией. Подлинное признание к картине пришло уже в эпоху массового выпуска на кассетах VHS.
Событиям на Тихоокеанском театре военных действий посвящен и фильм 2019 года "
Мидуэй", рассказывающий о решающей схватке Японии и США за господство в море. Как известно, имперский флот потерпел сокрушительное поражение и более не смог вести активные боевые действия, но лишь проводить оборонительные операции. Фильм, который стал одним из самых дорогих независимых проектов, снял немецкий режиссер
Роланд Эммерих. В отличие от предшественников морские и воздушные сражения в фильме "
Мидуэй" были воссозданы в основном с помощью компьютерной графики, что добавило зрелищности, но не реалистичности.
Как известно, в этой битве японская эскадра потеряла четыре авианосца - "
Акаги", "
Кага", "
Сорю" и "
Хирю". Потери американцев оказались куда скромнее - авианосец "
Йорктаун" и эсминец "
Хэмманн". Создателей фильма упрекали в исторических неточностях. Так, в распоряжении японцев не было показанных в картине самолетов "
Mitsubishi A6M Zero", а американские "
Douglas TBD Devastator" не могли одновременно нести бомбы и торпеды. Фильм "
Мидуэй" потерпел в прокате такую же катастрофу, как японский флот в реальности.
Английский фильм, снятый по мотивам одноименного романа, и рассказывающий о противостоянии британского и немецкого флотов в годы войны в Атлантике и Средиземном море. Большая часть съемок проходила на Плимутских верфях и специальных искусственных водоемах. Британские боевые корабли времен войны изображали корветы "
Кореопсис" (
HMS Coreopsis), "
Порчестер Касл" (
HMS Portchester Castle). Бурный Атлантический океан снимался у побережья в районе Портленда, где встречающиеся морские течения вызывают высокие волны. В год выпуска картина стала самой кассовой в национальном прокате, и была отмечена рядом наград, в том числе номинирована на "
Оскар" за лучший адаптированный сценарий.
Отечественный телевизионный фильм, посвященный печально известному из-за больших потерь арктическому конвою, доставлявшему в северные порты Советского Союза военную технику и товары стратегического назначения. Известно, что из-за несогласованности действий группировок кораблей союзников из 35 грузовых судов конвоя 22 были потоплены немецкими подложками и авиацией. В эскадру прикрытия входили британские крейсеры "
Лондон" и "
Норфолк", а также два американских крейсера "
Тускалуза" и "
Уичита".
Были также задействованы линкоры "
Дюк оф Йорк" и "
Вашингтон", авианосец "
Викториес", прикрытие осуществляли советские подводные лодки "
К-22" и "
Щ-403". Немецкое командование планировало использовать, помимо "волчьей стаи" подводных лодок, знаменитый линкор "
Тирпиц". Последний не успел принять участие в битве, но, считается, что именно из-за этой угрозы, корабли конвоя были рассредоточены, что и предопределило страшные потери.
Сценарий основан на произведении В. Пикуля "Реквием Конвою PQ-17". Поскольку участвовавших в этих событиях кораблей не осталось, большая часть сражений воспроизведена с помощью весьма впечатляющей по тем временам компьютерной графики, созданной студией SL-Studio. В качестве консультантов привлекались не только конструкторы и инженеры, но и ветераны, участвовавшие в этих смертельно опасных миссиях. Натурные съемки проводились в Полярном.
"
Конвой PQ-17" стал не единственным экранизированным произведением Пикуля. В 1988 году на советские тогда еще экраны была выпущена лента под названием "
Моонзунд", действие которой происходило на финальном этапе Первой мировой войны, когда сражающийся на Балтике русский императорский флот был вынужден выдерживать не только натиск противника, но и революционные брожения. В центре сюжета экипаж эсминца "
Новик", принимавшего участие в обороне архипелага прикрывающего подступы к Петрограду. Проект, как и литературный первоисточник, критиковали за слишком вольное обращение с фактами, что, впрочем, не помещало "
Моонзунду" стать очень заметным явлением переживавшего не самые лучшие времена отечественного кинематографа. Интерьеры и экстерьер снимали на кораблях Балтийского флота, а бой "
Новика" с немецкими эсминцами "
V-99" и "
V-100" в условиях полного отсутствия компьютерной графики воссоздавали с помощью моделей и комбинированных съемок.
Еще один российский фильм, посвященный событиям начала XX века, в центре сюжета которого офицер русского флота, а в дальнейшем командующий флотом, один из руководителей Белого движения и Верховный правитель России. Несмотря на то, что сюжет картины в основном сфокусирован на любовной истории и событиях Гражданской войны, в ней есть эпизоды морских сражений, например, открывающая сцена боя эсминца "Сибирский стрелок" под командованием Колчака с немецкими крейсерами. Стоит отметить, что в действительности такого боя не было, и меткое попадание снаряда в рубку флагмана противника - чистейший художественный вымысел. Однако общеизвестно, что группа эсминцев Балтийского флота, где тогда служил главный герой, действительно успешно выставила мины, на которых подорвались немецкие крейсера "
Аугсбург", "
Газелле" и "
Фридрих Карл". Для создания эпизодов использовались как декорации и пиротехника, так и CGI-образы кораблей.
Своими военно-морскими традициями гордились не только в США, Великобритании и России, но и в Японии, флот которой некогда являлся одним из сильнейших в мире. Хорошей иллюстрацией можно считать драму "
Ямато" 2005 года выпуска, в которой упоминается знаменитый имперский линкор времен Второй мировой. Действие происходит как в наши дни, так и начале 1945 года, когда линкор принял свой последний бой. Создатели фильма стремились добиться максимальной достоверности, поэтому на верфях Hitachi был построен практически полноразмерный макет корабля "
Ямато" и систем противовоздушной обороны. В общей сложности стоимость декораций составила внушительные 600 миллионов йен. При создании фильма активно использовались пиротехнические и компьютерные спецэффекты. Расходы оказались оправданными, так как кассовый успех фильма был велик - более пяти миллиардов йен. В дальнейшем макеты были открыты для публики, и привлекли огромное количество туристов.
Среди фильмов о морских битвах особое место занимают фантастические проекты, например, такой экзотический как экранизация популярной настольной игры. В картине в основном фигурируют современные эсминцы класса "
Эгида", в частности, "
Бенфолд", но в качестве своеобразной "вишенки на торте" появляется последний линкор американского флота - "
Миссури" (
USS Missouri). Именно на его борту в свое время был подписан акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне. Создатели "Морского боя" получили разрешение принять участие в реальных военных учениях, и в течение двух недели могли снимать картину в обстановке максимально приближенной к боевой. Часть интерьеров была построена в павильонах. Естественно, пришлось немало потрудиться и экспертам в компьютерной графике. Самыми сложными оказались не инопланетные захватчики и их вооружения, а симуляция водных поверхностей: волны, брызги и всплески во многих сценах полностью нарисованы. Но, несмотря на все ухищрения и зрелищность, "
Морской бой" не вызвал большого энтузиазма у зрителей, а его сборы оставили желать много лучшего.
Немецкий фильм, являющийся экранизацией одноименного романа. Действие происходит в 1941 году в основном на борту находящейся в боевом походе немецкой субмарины "
U-96". Подготовка к съемкам заняла несколько лет, в качестве консультанта выступил бывший командир аналогичной подводной лодки. Для придания видеоряду реалистичности сцены в интерьерах лодки снимались в специальной цистерне, которая висела на специальных подвесах, позволяющих имитировать жестокую качку во время бомбардировки глубинными бомбами. Были также построены несколько макетов рубки, а также миниатюрный макет, использовавшийся в подводных сценах. Натурные съемки велись в сохранившихся со времен войны немецких бункерах для подводных лодок в Ла-Рошели. Фильм "
Подводная лодка" получил высокие оценки критиков и претендовал на шесть премий "
Оскар". Ныне он считается одним из лучших представителей своего жанра.