Фильм "
Союз спасения", пытающийся осмыслить одно из ключевых событий в истории России первой половины XIX столетия, породил много споров не только о художественных достоинствах картины, но и о ее соответствии реалиям, ее подтексте и интонации. Декабрьское восстание 1825 года, как это не парадоксально, довольно плохо изучено и многие годы освещалось отечественными историками весьма однобоко. Тем важнее будет любая попытка вновь вернуться к произошедшему тогда и вдохновить граждан страны на самостоятельное исследование. Читатели издания "Новости кино" готовы поделиться своим мнением по поводу увиденного на экране.
"Фильм вызывает бурю мыслей, но эмоций никаких! Прежде всего, это сжатый хронометраж кинотеатральной версии (наличие сериала очевидно). И больше того, он похож на документалку с постановочными сценами, настолько в нем все условно. Он то и дело балансирует на грани публицистического исследования и художественного повествования, больше сваливаясь в сторону первого. А флэшбеки и форвардбеки только запутывают и лишают фильм фабульной цельности, все больше распадаясь на серию короткометражек. Герои откатывались на второй план перед главным событием; поэтому ни одного психологического портрета, одни ходячие функции, а не живые характеры. Хотя стоит отдать должное, драматические сцены актеры отыгрывали должным образом. Просто из-за скомканной подачи материала и большого количества действующих лиц характерность каждого из них улетучивалась. Но вот само восстание можно назвать "большое кино". Все богато, масштабно, с массовкой и своей драматургией боя.
Из плюсов я бы выделил реалистичный подход к событиям. Не в плане достоверности (где-то додумали), а именно в отсутствии пафоса и позиции авторов. Тут типичное противостояние взглядов и зритель вправе выбрать сторону каждого. В общем, ничего не навязывается. Я понимаю, если бы авторы придумали исход восстания, но что было, то и показали. Поэтому пропагандистским фильм я бы точно не назвал. Но структура выбрана странноватой. Фильма как такового, с цельными героями и последовательной историей, я не ощутил. И глупо выглядело, когда в кадре рисовались рамки с именами и должностями. Кто-то на секунду покажется, его зачем-то обозначат, но больше он не появится. Зачем перенасыщать подобной информаций?! А Александр I. Наверно на 5-ом его появлении в кадре написали, что это император. Да и вообще я боюсь за неподготовленных зрителей. Они вообще ничего не поймут в деталях, какой там полк, какой командир, кто какую депешу передал. А фильм в основном из таких подробностей и состоит.".
George"Всё таки посмотрел,слабость к историческим фильмам взяла своё.Красиво и дорого,однозначно лучше Викинга,на уровне Адмирала.Все атрибуты эпохи в порядке,купола на соборе нет,всё в лесах как и должно было быть)Ну да,снега не было в тот день,но тут уж для красоты(кровь на снегу эффектно смотрится).Обсуждать идеалогическую сторону сложно,но могу сказать что могло быть значительно хуже,товарищ Эрнст не стал уж откровенно подлизывать власти и на сколько мог попытался вложить в декабристов идею которая ими двигала.Но царь конечно ангел,у нас вообще как известно "царь хороший,это бояре плохие"))Батальная сцена хороша,Питер красив,молодые актеры все на своих местах,музыка ну такое себе(Кино,Мумий Троль,Баста,Бутусов)Домогаров очень стар(какой же был когда то мужик красавец..И всё это явно задумывалось как сериал(привет Адмиралу).Не жалею что посмотрел,но это конечно чисто "по верхам".P.S. Фраза Рылеева "Несчастная Россия,тут даже повесить нормально не могут" конечно не вошла...)
Посмотрел второй раз и теперь точно могу сказать что либо у создателей не вышло очернить декабристов,либо они совершенно целенаправленно всеми имеющимися у них скрытыми приёмами(другими было нельзя)действительно показали их как людей убежденных в полной правоте своего дела.Ну вот не вызывают они отторжения и всё тут!Вся эта деревянная государственная система вызывает,а они нет.Фразы по типу фразы Рылеева сенатору "я не буду делать из вас героя,оставайтесь мечтателем..." очень явно показывают превосходство человека идущего на смерть за свои убеждения над человеком пытающимся обойти все острые углы по принципу "и вашим,и нашим".Или слова Пестеля "Мы не пролили ни капли их подлой крови."И ещё,и ещё...И вот такими как бы маленькими мазками создатели намекают кого же именно они считают героями,пусть и слишком местами наивными но героями.По итогу ты видишь людей проигравших но живых и убежденных,что не может ни вызывать симпатии".
Sobakolub "Содержательно и технически лента абсолютно современная, в чем есть свои плюсы и минусы. По версии режиссера 26 декабря 1825 года игра абмиций ( даже не убеждений - действующая власть и "Союз спасения" равно хотели лучшего для России, но обе стороны специфическими, непримиримыми и террористическими методами) вылилась на сенатскую площадь и не прекращается по существу уже два столетия, обретая разные формы и остроту.
Об этом времени до обидного мало фильмов и посыл их иной ("Война и мир", "Звезда пленительного счастья"). У этой ленты меньше, разумеется, размах, чем у толстовских экранизаций, но это качественный, конкурентоспособный и красивый блокбастер. Учитывая сложный клубок политических и этических противоречий, сопровождающий описываемые события, сложно комментировать происходящее с точки зрения близости к исторической правде. И лента смотрится скорее не как исторический эпик, а больше как увлекательное жанровое приключенческое кино. Актерский состав роскошен - браво!".
Constance