Плывя по бескрайнему кинематографическому морю, команда ОгласКи наткнулась на то, что, кажется, уже давно забыто всеми. Кино из прошлого, из страны, которой уже давно не существует. "
Планета бурь" 1961 года режиссера Павла Клушанцева — словно древний артефакт, который на первый взгляд кажется загадочным и значительным. Обнаружив его, создалось ощущение, что мы открыли временный тоннель между настоящим и прошлым. Что перед нами то, что может пролить свет на некоторые вопросы. Но ведь иногда случается так, что найденные учеными "артефакты" в итоге не представляют особой исторической ценности. Будет ли иметь ценность этот фильм для человека двадцать первого века? Узнаем с отчетов наших исследователей.
AngelinaБольшинства из нас ещё на свете не было, когда на экраны вышел фильм "
Планета бурь". Далекий - предалекий 1961 год. Жителям того времени 2020-ый год, который мы встретим меньше чем через три месяца, казался (и был!) далёким светлым будущим. Они представляли, что мы будем летать на Марс и Венеру просто погулять или на работу. Так... просто... в командировку. А может, и в далёкие-далёкие галактики. На Земле будем ездить по городу по движущимся полосам, вместо тротуара, телепортироваться в любой конец света - хоть в Новую Зеландию, хоть в Австралию, посмотреть, как боксируют кенгуру. Мечты, мечты...
Но многие события и технологии писатели-фантасты предвосхитили: даже странно сейчас читать и не переставать мысленно удивляться их гению. Что-то похожее на нынешний интернет, разговоры по скайпу, роботы, полёты человека в космос (правда пока вокруг Земли) и подальше - спутников и разных сверхсложных аппаратов. И многое другое. "
Планета бурь" не исключение. Экранизация режиссёра Павла Клушанцева повести писателя-фантаста Александра Казанцева восхищает даже сейчас, в наше время.
Сюжет фильма расскажу очень сжато, от этого не будет, конечно, полной картины. На Венеру отправляется международная советско-американская экспедиция на трёх космических кораблях: "Капелла", "Сириус" и "Вега". Чего только не испытали смелые первопроходцы: гибель товарищей, встречи с враждебной флорой и фауной чужой планеты, распри и споры в командах, непонимание и трудные, порой невыносимые по психологической нагрузке, решения. В острых моментах сюжета меня, как зрителя, иногда охватывала нервная дрожь. Когда поднималась кипящая лава... нет, не могу продолжать - спойлеры! Хочу, чтобы новые зрители посмотрели этот фильм и получили удовольствие. Самое удивительное, что хоть прошло столько лет с выхода фильма и современные спецэффекты ушли в развитии далеко вперёд - действие держит в напряжении и смотрится с интересом. Хоть, конечно, надо понимать и помнить, каким трудом добивались постановщики нужной атмосферы. Никакого вам зелёного экрана!
Завершить скромную часть общей рецензии хочу фрагментом своего комментария, написанного давно к фильму "Туманность Андромеды": "Если бы не было этих фильмов, то не было бы развития современной фантастики, из ничего и родилось бы "Ничего", а после таких фильмов - "Нечто"!" Для полноты картины могу добавить "Звёздные войны" и "
Аватар", как гимн фантастике! И дань уважения людям, благодаря которым, мы можем мысленно унестись с Земли. Чтобы потом вернуться и жить. И продолжать мечтать.
xen04158602Фильм "
Планета бурь", без сомнения, снят под впечатлением, да и чего таить, во славу, космических успехов советского народа. Уже само посвящение в начале киноленты говорит пусть и порядком о завышенных, но подкреплённых свершившимися событиями в данной отрасли и продвижении далеко вперёд разработок отечественных учёных в сравнении с другими странами. Из динамиков и на космических кораблях храбрецов, отправившихся покорять неизведанные уголки Вселенной (данном случае – планету Венеру), и из различных приёмников по всему миру, то и дело раздаётся громогласный, сродни левитанскому, "рупор" Страны Советов, возвещающий об удачном продвижении к межпланетным открытиям трудового народа. И совсем не удивляешься, когда на экране внутри ракеты перед нами предстают воздухоплаватели, одетые как обычный рабочий класс, максимум инженерно-технический работник на заводском производстве. Скафандры у них, естественно, имеются, но применяют их, скорее, в качестве необходимого атрибута, присущего любому космонавту по умолчанию. Ведь даже опасность разгерметизации не играет тут великой роли, несмотря на чужеродность экосистемы (привет, "
Чужой-Завет"!), хотя и упоминается мимоходом.
И всё же "
Планета бурь" посвящена не только человеческим планам на радужное космическое будущее. Фильм затрагивает вечные темы дружбы, любви, доверия, взаимовыручки. Сообразно временным рамкам выхода картины, невозможно было бы не упомянуть в ней столкновения социалистического и капиталистического мировоззрений. Философские размышления и дискуссии между членами экипажа ведутся и о теории панспермии, развитости гипотетических инопланетных цивилизаций, превосходстве разума над механизмами и даже религии.
Драматический талант актёров, большинство из которых мало назвать просто известными (чего стоит один
Георгий Жженов), не даёт заскучать ни на минуту. И шутки спустя время смотрятся ничего. Само собой, технический потенциал подобных фильмов СССР не имел такого размаха, как заграничные, но многие модельки аппаратов и фауны с флорой достаточно революционные для своего времени. Так же, как и комбинированные подводные съёмки. Создателям в полной мере удалось передать беспомощность "маленького" человека перед суровым безмолвием космоса.
И маленький спойлер в довершение. К сожалению, не ознакомился с литературным первоисточником, но сладкий голос, часто напевно звучащий во время скитаний героев по Венере, невольно наводил на мысли о водяных персонажах Лавкрафта, сиренах и русалках, благо влаги вокруг было предостаточно для таких мыслей. Да и к гибели экипажа космолёта, пусть и косвенно, они чуть не привели.
GeorgeКосмические открытия XX века вновь обратили внимание землян на неизведанные миры. Технологии конечно не позволяли покидать пределы земной орбиты, но у людей разыгрывалось воображение - что же там дальше? На помощь пришли писатели, предлагая всем свою фантазию. В советской литературе им оказался Александр Казанцев, предложив фильму свое видение Венеры, на которую по сюжету высаживается экипаж советских космонавтов (вместе с одним американцем и роботом). Но загвоздка в том, что книга оказалась бы гораздо интереснее, поскольку фильм очень сухо ее иллюстрирует. Отсутствует актерская игра, практически никакого движения в кадре, а реплики подаются слишком картинно. То есть на этом уровне все срабатывает довольно слабо. И фильм никак не может отделаться от идеологической составляющей, наглядно демонстрируя то, что советский человек на чужой планете всегда останется советским человеком, неся свои коммунистические идеалы. И никакие научные открытия не заглушат внутренний голос, напоминающий о "родной партии" и "советском народе". И даже диалог с американцем выглядит следующим образом:
- В людях есть эгоизм и страх!
- В людях есть дружба!
Между этими разговорами герои все же ведут научные дискуссии, касающиеся новых открытий, зарождения жизни и пришельцев. И на этом спасибо! А также за технические ухищрения, создавшие облик неизведанной Венеры с различными ее обитателями. Во всем остальном это производственная агитка, прикрытая научной фантастикой.
TREADSTONEЦентральной темой данного фильма является исследование других планет с целью обнаружения жизни на них. Именно исследование, изучение, а не прилетели, подцепили заразу и давай дохнуть по одному в открытом космосе. Ничего против фильма
Ридли Скотта "
Чужой" и подобным ему естественно не имею. Это прекрасные представители научной фантастики с элементами ужасов. НО все картины последних лет, сюжет которых развивается за пределами планеты Земля, все больше отдаляются от изучения, исследования, познания экосистем, живности и т.п., концентрируясь на чувствах, личной драме, выживании и полетах. Рассматриваем полнометражное кино, поэтому не берем в счет сериалы. Были, правда, "
Чужой: Завет" и "
Прометей" от того же Скотта, но у них свои проблемы, которые не позволили им стать "прорывом" в этом направлении. Пожалуй, это единственное, в чем сейчас "
Планета бурь" будет выгодно выделяться на фоне может и не всех, но многих известных представителей жанра. Герои фильма берут анализы, контактируют с живыми организмами, обсуждают увиденное. Вот как должен вести себя ученый в подобной ситуации. При чем, все используют скафандры, несмотря на то, что увиденное ими сильно напоминало доисторическую Землю. Экипажу "Завета" определенно есть чему у них поучиться. Опустим сейчас то, что все происходит на Венере... В 1961 году фантазии о жизни на Венере, как и на Марсе, еще не казались слишком фантастичными. В наше время эту планету в таком ключе многие уже не рассматривают.
Однако, насладиться этим путешествием, прогулкой по Венере, показанной в данной киноленте, в 2019 году уже вряд ли смогут все. Фильм сильно устарел. По всем параметрам. Конечно, на то время, а это почти шестьдесят лет назад, подобные эффекты и "хитрости" постановщика могли казаться впечатляющими. Родился бы в 61-м году, то "Планету бурь" воспринял бы также, как сейчас первого "
Аватара" Кэмерона. Но! На дворе двадцать первый век. Замыленный современным графооонием глаз уже не может нормально воспринимать едва движущиеся куклы, макеты, сигаретный дым в роли инопланетного тумана (актер без Оскара). Все технические приемы видны, угадываются. Словно смотришь театральную постановку, снятую на камеру, нежели полнометражный фильм. В происходящее не веришь. Ибо слишком искусственно. Поэтому, начинаешь концентрироваться на персонажах, их отношениях.
Они же, персонажи, хороши тем, что каждый представляет собой какую-никакую, но личность, а некоторые и вовсе обладают запоминающейся харизмой. Актер
Георгий Тейх, к примеру, будучи в образе, сильно напоминал одного известного экранного маньяка. Так и ожидал, когда же он с причмокиванием заговорит об блюдах с печени. Однако, какой-то особой драматической глубины от этих ролей не ждите. Ее нет. Из уст персонажей порой и звучат философские размышления о том, кто кого создал, кто от куда прилетел, но к ним нет должного подвода. Что-то подобное проходили в "
Прометей" 2012 года. Они просто озвучены и все. Как внезапно проскользнувшая здравая мысль в детском сочинении. Да и как члены команды "Прометея", так и эти герои порой творили какую-то дичь. В такой миссии, доверять все женщине – легкомысленно, мягко говоря. (Ты до чертиков сексист?! Бейте его, девоньки!).
Фильм своей эпохи. И упустим пропаганду, от которой сводит скулы. Это фильм из уже далекого прошлого, где и люди были другие, и идеалы, и желания, и стремления. Тем более, прошло 16 лет с момента окончания Второй мировой войны. Людям хотелось помечтать. Что в этом плохого? Тогда удивить людей было проще. А некоторые элементы сюжета "Планеты бурь" проскальзывают и в современных космических блокбастерах. От "
Интерстеллара" до "
Марсианина", тот же многострадальный "
Прометей" (да сколько можно его упоминать то, а?!). Обратите внимание на схожесть скафандров экипажа "
Прометей" и "Сириуса". Совпадение? Не думаю. Хотя, это скорее просто штампы. И источником вдохновения для того же Скотта явно было что-то другое. С вами был Трэдстоун. И я помню то, что вам. Трэд, соберись! Ты по чужому шаблону брешешь!
MiBСпустя год после того, как Юрий Гагарин стал первым в мире человеком, полетевшим в Космос, СССР выпускает фильм про путешествие советско-американской экспедиции на Венеру, тем самым открывая новые грани для мирового кинематографа. Несмотря на свою почти шестидесятилетнюю выдержку, "
Планета бурь" и по сей день смотрится легко, пусть выглядит порою глупо, наиграно и театрально. Это достаточно крепкое развлекательное кино прошлого столетия, у которого я могу отметить, к сожалению, только технические составляющие от звука до визуальных эффектов, где, вероятно, был проделан титанический труд. Остальное же, ввиду времени, в котором я живу, - весьма простовато и незамысловато. Тем не менее парочку глубоких тем, осознанно или нет, Клушанцев все же пытался поднять. На одну полку с "Чужой" Скотта не поставлю, но открытие неплохого фильма для себя сделал. А из Игнатовой и вовсе получилась неплохая предшественница Эллен Рипли. Обе наглядно показали - в тяжелых ситуациях не нужно забывать сохранять здравый смысл, что бы нам не велело сделать сердце.