Теперь о жанре нуар, к которому несколько бездумно относят обсуждаемую ленту. Классический нуар многообразен и является гипер-явлением в кино, подпитывающим детектив, гангстерские и тюремные драмы, реалистичный хоррор, черные криминальные комедии и многое другое. Непременным атрибутом нуара является набор персонажей-архетипов: грязный полицейский; стильный и слегка утомленный частный детектив — он же рефлексирующий интеллигент и ядовитый циник в одном лице; не менее утонченный гангстер; мрачный маньяк; роковая блондинка — воплощение коварства и ангельской красоты, триумфальной и всепобеждающей; и не будет ошибкой в качестве персонажа упомянуть ночной город, который плотным бархатным мраком окутывает всех персонажей с их тайными и не вполне благовидными устремлениями.
"Они ехали ночью" — профессионально добротная, но средненькая довольно производственная драма о водителях дальнобойщиках, с вкраплениями роуд-муви и детектива, в которой нет ни города, который как нежный спрут обволакивает маленьких человечков-персонажей, набрасывая на них то и дело кисею полной тени, ни саспенса - все прозрачно и предсказуемо, ни роковой женщины, средоточия тайны, опасности и притягательности - но просто стервозная наглая сучка с совершенно прозрачными мотивами и отталкивающе жалкая в финале.
От канонов нуара нет ничего, если только слово "ночь" в названии. Тем не менее с нуар-фильмами ленту сближает мрачность и жесткость, даже жестокость, истории, и некоторая отталкивающая притягательность. А вот более поздние фильмы Богарта, в частности, "Мальтийский сокол", как раз канонический нуар. И Богарт был главным кинобожеством нуара. Удивительно как этот любитель интеллектуальных бесед ни разу не пересекся в жизни с Хичкоком, ценившим в своих любимых актерах-джентльменах стиль и класс (Кэри Грант, Джеймс Стюарт).
P.S. Коротко упомяну, что сам термин нуар (noir) придумал французский литератор Борис Виан в 1946, когда публиковал "черную криминальную серию" под псевдонимом Вернон Салливан, который, с подачи Виана, стал темнокожим (англ."black "— франц. "noir") автором из США, писавшим о межрасовых конфликтах и сексуальном насилии, т. е. обо всякой "чернухе".
George
Было бы несправедливо обойти вниманием фильм, принадлежавший к поистине золотой эпохе Голливуда! Старые ленты подкупали своей прямолинейностью, простодушием, ламповостью так сказать; в них были грамотно продуманные сцены и содержательно насыщенные диалоги. А зародившийся жанр нуар доводил градус напряжения буквально до предела. Хотя нынешний фильм о дальнобойщиках к нему не относится, но многие черты в нём угадываются; не говоря уже о том, что атрибутики времени и вовсе идентичны. Разговорные сцены, рождающие саспенс, затемненные помещения, грациозные роковые женщины в сверкающих нарядах, благородные мужчины во фраках...Но до высшего света пока далеко.
Начинается картина с типичного противостояния работяг-дальнобоев буржуазному обществу в лице жадных кредиторов и корыстных нанимателей. Герои следуют американской мечте - стать независимыми, богатыми и работать только на себя. Но на этом "злодеи" не исчерпываются и к ним добавляются сами машины и изнуряющие рейсы, ведь учащаются смертельные случаи ДТП, когда шоферы засыпают за рулем.
Но сам фильм не останавливается на таком незатейливом сюжете - разбогатеют работяги или нет, останутся в живых или нет?! История делает значительный крен в совершенно другом направлении, куда входит и любовная ревность, доводящая до безумия и судебная драма как развязка всего. Именно эти элементы роднят ленту к жанру нуар. А психологические атаки на персонажа - довольно сильный художественный прием, не менее сильно воздействующий на зрителя. Вскоре зародится даже термин "газлайтинг" (газовый свет), появившийся вместе с одноименным фильмом 41 года с Ингрид Бергман в главной роли. Это психологическая атака, когда героя с помощью различных манипуляций доводят до сумасшествия. Фильм "Они ехали ночью" предвосхищает тот самый расцвет Голливуда и дарит зрителю трепетную атмосферу и ностальгическую задушевность!
brune
Если ты не всеядный киноман и смотришь фильмы под настроение, хочешь иметь представление о кинематографе разных лет, но при этом ценишь свое время, ты должен внимательно относиться к выбору картин, особенно "стародавних". Не могу похвастаться глубокими познаниями кино 40-х, но я работаю в этом направлении, поэтому очередной фильма ОгласКи "Они ехали ночью" был кстати - сама бы до него вряд ли добралась. Тем более, незадолго до этого посмотрела "Ребекку" Хичкока того же года выпуска (1940) и была очарована многими аспектами.
Скажу прямо, "Они ехали ночью" в целом не понравился, прежде всего историей, которая пыталась вместить в себя как минимум две сюжетные линии. В итоге не получилось ни роуд-муви - саги о братьях-дальнобойщиках, зарабатывающих на жизнь тяжелым трудом; ни психологического триллера с участием коварной красавицы-соблазнительницы. Это, в основном, главная претензия к фильму, потому что, приступая к просмотру старого кино, ты априори готовишься к чуть переигрываниям, к чуть сверхэмоциям, к чуть театрализовщине. Но все это при достойном сценарии и умелой режиссуре может создать особую атмосферу, атмосферу некой сказки для взрослых. Ведь в таком кино женщины всегда прекрасны, а мужчины мужественны даже в брюках под грудь.
В "Они ехали ночью" были мгновения, разбавлявшие скуку. Это, в первую очередь, заслуга Иды Лупино, сыгравшей главную антагонистку. Про Хамфри Богарта говорить не имеет смысла, его роль второго плана - довольно невнятная - не дает о нем представления как о будущей звезде американского кино. Незнакомым с его творчеством лучше уж сразу посмотреть "Мальтийского сокола" или "Касабланку", где он предстает во всем величии своего шарма. На мой далекий от профессиональной оценки взгляд, "Они ехали ночью" не тот фильм, который поможет вам полюбить старое кино, если вы до сих пор его сторонитесь. Он из тех, при просмотре которых можно затеять какую-нибудь активность - проверять курсовые, если вы профессор, лепить вареники, если вы домохозяйка, пить пиво с чипсами, если вы холостяк или отправили жену с детьми на курорт. Уверена, нить повествования вы не потеряете.
MiB
Сюжетная линия братьев Фабрини, пытающихся найти свое место под солнцем, а точнее - крутиться и вертеться, чтобы свести концы с концами, является всего лишь фоном другой истории, которая всплывает на поверхность только во второй половине фильма. Именно поэтому к финалу имена Джо и Пола (прим., главные герои ленты) практически улетучиваются из головы под впечатляющую игру Айды Лупино, полностью сосредотачивая всё внимание только на ней одной: на ее мимике, действиях и жестах. В своей картине Рауль Уолш отдает дань уважения женщинам, которые, по сути, здесь больше являются тенью, тем не менее именно их поступки и слова являются самыми важными в данном произведении. И на этом поприще умело справляется не только Лана Карслен, но также персонаж Энн Шеридан и даже героини Гейл Пейдж. Ведь благодаря женской троице в фильме раскрываются понятия семейных ценностей и любви. А мужчины так...марионетки. "Они ехали ночью" с первых же кадров настраивает нужный лад и погружает в эпоху еще неиспорченного кинематографа. Вероятно, для кого сейчас черно-белая лента окажется чуждой, другими словами - "старье", (как никак почти 80 лет), но уж точно не для истинных киноманов, которые знают толк в хорошем кино.
xen04158602
Тяжела жизнь дальнобойщика. Тем более в США 40-х годов прошлого века. Как поёт в известной песне Татьяна Овсиенко: "Всю жизнь глядятся в ночь усталые глаза…" Нуар-лента "Они ехали ночью" достойна просмотра только лишь за актёрский состав. Звёзды Золотого века Голливуда – украшение для любого фильма тех времён. Чего стоит один только Хамфри Богарт. Но сценарий фильма не так прост, как может показаться по синопсису и принесёт парочку сюрпризов зрителю. История чуть ли не Золушки, только без ворчливой мачехи и завистливых сестер. И работающая с переменным успехом. Главный герой работает как волк, получает такой желаемый шанс изменить жизнь к лучшему, встречает любовь своей жизни, прекрасную женщину, на обочине, миг долгожданного счастья, а потом сказка превращается в тыкву. Но герою и героине придётся пережить ещё немало лишений.
Сюжет состоит из двух частей. Первая: будни дальнобойщика, нелёгкие и порой трагичные. Жена Пола, с нетерпением и страхом ожидающая мужа, желающая детей и радующаяся травме супруга, даже такой серьёзной, по только ей понятной причине, ведь теперь Пол будет всегда рядом. Вторая половина наполнена ревностью, завистью и даже одним убийством. Отвергнутая женщина способна на многое. Любая подлость, пришедшая ей на ум, вмиг превращается в коварный план мести.
Больше всего в фильме зацепила история антагонистки, её персонаж. Красивая женщина, в мгновение ока превращающаяся в фурию. А финальная сцена суда возвратила меня к ощущению от кульминационной встречи с "мамой" Нормана Бейтса в "Психо" Хичкока.
TREADSTONE
От фильма, которому вот- вот стукнет восемьдесят лет, не знаешь, чего ожидать. Даже не знаешь, какие впечатления он может произвести на тебя, на человека уже другого века, где кино – это огромный и масштабный бизнес, который не прощает ошибок. Перед нами представитель другой эпохи, иного времени, где и люди были другими. Даже принципы, идеи, идеалы и, естественно, возможности. О последнем не стоит забывать современному зрителю. Поэтому не надо сильно удивляться тому, что во время поездки на машине с открытым верхом у персонажей не развиваются волосы от ветра и не слетают шляпки. Но все же, поклонника драм и детективов, разной степени изощренности сюжетных поворотов, столь простая история вряд ли впечатлит так, как можно было этого ожидать. Она способна ненадолго заинтриговать, даже заставить вас переживать за некоторых персонажей, но и вполне может разочаровать развязкой, которая сейчас не выдержала бы никакой критики. Что и по ныне хорошо воспринимается современным глазом, так это работа актеров того времени, даже не глядя на легкое переигрывание в некоторых сценах. Еще одним достоинством фильма, пожалуй, назову простоту главных героев-дальнобойщиков. Их мотивы и желания близки и понятны, а действия, порой, достойны уважения.
К 2019 году мы все привыкли выискивать в каждом фильме какие-то недостатки. Иногда это заходит за рамки разумного, что уничтожает "магию" кино. Но "Они ехали ночью" - это не блокбастер, не сиквел многими любимой франшизы, не претенциозная драма для Оскара. Это настолько простое кино, что ни ярости, ни ненависти или обиды оно не способно вызвать. Вы либо проникнетесь этой простотой, либо будете скучать.
Оценки по десятибалльной шкале:
Angelina – 6/10
George – 8/10
brune – 4/10
MiB – 9/10
xen04158602 – 8/10
TREADSTONE – 6/10
Constance – 7/10
Средняя оценка: 6,86 балла из 10