Культовый сериал о серийном убийце, работающем в полиции Майами, практически идеален. Декстер Морган, специалист по каплям крови, родом из романа Джеффри Линдсея "Дремлющий демон Декстера", который-то и лег в основу первого сезона шоу. Декстер герой сложный, многогранный и разительно изменившийся за восемь сезонов. Кто не в курсе, он - серийный убийца, придерживающийся особого кодекса - "кодекса Гарри" - составленного его приемным отцом, полицейским Гарри Морганом. Гарри разглядел в Декстере будущего маньяка, когда тот еще был ребенком, и сумел направить его тягу к убийствам в более-менее "полезное русло". Декстер убивает только преступников, сумевших избежать наказания по тем или иным причинам. Лишенный эмпатии, не испытывающий потребности к общению в любом виде Декстер живет своей жизнью, стараясь не выделяться и умело притворяясь обычным человеком. За восемь глав Декстер обезвредит уйму подонков разного калибра, среди которых попадутся настоящие злые гении, часто будет ходить по острию ножа, перенесет тяжелые утраты, но никогда не изменит кодексу.
Сериал с момента своего выхода помимо восторженных оценок профессионалов и зрительской любви, выражавшейся в высоких рейтингах, подвергался критике за романтизацию и идеализацию главного героя, серийного убийцы. Телевизионный родительский комитет выразил протест против демонстрации сериала на общественном канале CBS в 2008 году, аргументируя это тем, что подобные шоу должны транслироваться только на платных каналах. Сериал, в котором серийный убийца вызывал симпатию, а его действия получали моральную поддержку зрителей, не годился для неокрепшей детской психики.
Конечно, Майкл С. Холл стал звездой и со временем заработал ряд телевизионных наград. Пронзительный взгляд, грация хищника, собранность, умение быстро находить правильное решение, профессионализм на службе, а ближе к финалу и богатый спектр человеческих эмоций, развитых за долгие годы - все это Холл вложил в своего героя. Но главное, он сыграл его так, что всем было предельно ясно - если ты чист перед законом, Декстер за тобой не придет!
Мало кто не слышал о знаменитом каннибале, судебном психиатре Ганнибале Лектере. Персонаж серии произведений Томаса Харриса неоднократно появлялся в основанных на романах полнометражных фильмах - "Молчание ягнят" (1991), "Ганнибал" (2001), "Красный дракон" (2002), "Ганнибал: Восхождение" (2007). И вот в 2013 году вышел первый телевизионный проект, психологический триллер, разработанный Брайаном Фуллером, в котором главный акцент делался на взаимоотношениях Лектера и аналитика ФБР Уилла Грэма. Фанаты сериала не дадут соврать - эти взаимоотношения были пронизаны флюидами если не влюбленности, то глубокой взаимной привязанности. Очарованный талантом Уилла (Хью Дэнси) к пониманию психологии серийных убийц, Лектер (Мадс Миккельсен) мечтал превратить его самого в убийцу.
Просуществовав три сезона, шоу обросло фанбазой, которая до сих пор мечтает, что когда-нибудь сериал возродят, тем более, исполнители главных ролей неоднократно выражали готовность вернуться к своим образам. Образы, надо признать, получились на славу. Дэнси рожден, чтобы играть людей с неустойчивой психикой, склонных к галлюцинациям и играм разума. Вспомните хотя бы сериал "Путь", где он сыграл раздерганного психопата. Что касается Миккельсена, то ему, безусловно, пришлось труднее - надо было переиграть самого Энтони Хопкинса. Что ж, он не ударил в грязь лицом - внешне безупречный, элегантный, коварный эстет-гурман-интеллектуал приковывал к себе внимание. Виртуозно орудуя на кухне, он мог бы составить конкуренцию известным кулинарным блоггерам, готовь он из привычных продуктов. Кто-то критикует сериал за некую монотонность и медлительность, но возможна ли динамика в блуждании по лабиринтам и катакомбам сознания маньяка?
До того, как Джейми Дорнан посерел на целых 50 оттенков, его сущность была чернее сажи. В британско-ирландском сериале "Крах" Дорнал сыграл серийного убийцу, "белфастского душителя", выбиравшего в качестве жертв успешных женщин средних лет. Образованный, осторожный, физически выносливый муж и отец двух малышей Пол Спектор мог бы до конца жизни проникать в жилища одиноких дам и совершать ритуальные убийства, если бы не суперинтендант из Лондона Стелла Гибсон (Джиллиан Андерсон). Если у Дорнана и Дакоты Джонсон дуэт в печально известной эротической драме совершенно не задался, то между Дорнаном и Андерсон, даже несмотря на то, что в кадре вместе они практически не были, чувствовался накал.
Сама Андерсон блестяще справилась с ролью холодной и высокомерной "столичной начальницы". Гибсон своим интеллектом и сексуальностью просто размазывала всех вокруг. Триллер вышел напряженным, пугающим, тихим и, если можно так сказать, созерцательным, как сам Спектор. Одна из главных фишек сериала в том, что маньяки живут среди нас, в одном с нами доме, растят детей и консультируют по "горячей линии".
Главный герой следующего сериала тоже душил своих жертв, только он в отличие от Пола Спектора фигура реальная. Джон Реждинальд Кристи является одним из самых известных британских серийных убийц конца 40-х начала 50-х годов, совершивших свои преступления на сексуальной почве. Орудовал он в своем доме на Риллингтон-плейс, 10, где и прятал задушенных и изнасилованных им женщин то в стенной шкаф, то в подпол, то зарывал в саду. В вязкой, давящей, изобилующей серыми застиранными тонами криминальной драме Крэйга Вивейроса приличного на вид гражданина и чудовищного маньяка сыграл великолепный Тим Рот, а его несчастную супругу - Саманта Мортон. Насилия на экране практически нет, но от этого не легче - атмосфера соответствует настроению убийцы: он в поиске, обозначил жертву и как паук плетет свою ловчую сеть, не попасть в которую поможет разве что чудо. Помимо актерской игры стоит отметить работу режиссера-постановщика, гримера и костюмера. Умеют британцы одной только цветопередачей нагнать ужаса.
Телевизионный приквел к знаменитому "Психо" Альфреда Хичкока не мог не вызывать сомнений на стадии производства. Во-первых, "Психо" - это святое, во-вторых, действие перенесли в наши дни, в-третьих, если финал истории известен, что в этой истории может быть интересного? И тем не менее, Карлтон Кьюз и Керри Эрин создали уникальную в своем роде сагу о семейном безумии, которое передается из поколения в поколение. Поклонник творчества Дэвида Линча и его "Твин Пикс" Кьюз наполнил сериал о юности Нормана Бейтса шелестом дождей и сосновых лесов, туманами и растворяющимися в них загадками, случайными персонажами и изолированностью от "большого города".
Все в Уайт-Пайн Бэй подчинено своим законам, и именно в таком месте и должен жить мальчик, увлекающийся таксидермией. Фредди Хаймор стал настоящей находкой, он показал всю силу внутреннего безумия, выжигающего Нормана изнутри. При этом его Норман очарователен и симпатичен зрителю, мы его любим как сына и можем объяснить его каждый неприглядный поступок. Но рассказ о Нормане был бы неполон без его матери, Нормы Луизы Бейтс. Глядя на Хаймора и Веру Фармигу в кадре, невозможно не поверить в их родственную связь. Они словно две матрешки, готовые соединиться в одном им известном пространстве, недоступном ни для кого другого. Кто лучший друг мальчика, даже если этот мальчик маньяк? Конечно, его мама.
Кто умеет придумывать маньяков, так это Стивен Кинг. За свою писательскую жизнь он подарил миру сотни злодеев, извращенцев, преступников, характеры которых прописаны до мелочей. Кинг умудряется соткать образ из нюансов, флэшбэков, пристрастий и окружения, описав невыносимые условия, в которых рос будущий серийный убийца. И ты, обремененный багажом знаний об очередном мерзавце, не в силах ненавидеть его в полной мере - ведь он, как правило, жертва обстоятельств. Так и с Брейди Хартсфилдом, печально известном как Мистер Мерседес, который за рулем украденного автомобиля задавил насмерть 16 человек. Растленный собственной матерью-алкоголичкой, Хартсфилд настоящий психопат, получающий удовольствие от массовых убийств. Его острый ум и знания в сфере высоких технологий делают его невероятно опасным преступником.
Первый сезон сериала, основанный на трилогии Кинга о детективе в отставке Билли Ходжесе, посвящен противостоянию между Хартсфилдом, задумавшим новое преступление, и Ходжесом, принявшим вызов. Читавшие роман не дадут соврать, что сезон снят очень близко к первоисточнику. Сериал в первую очередь может похвастаться великолепными актерскими работами. Брендан Глисон, мастер с большой буквы, идеально сыграл слегка обрюзгшего, сварливого и сквернословящего копа, испытывающего муки совести. Он словно медведь-шатун в поисках добычи то шел напролом, то устраивал ловушки, то выл от бессилия. Роль маньяка после трагической гибели Антона Ельчина досталась Гарри Тредэвэю. Напряженный, резкий, подвижный Тредэвэй пугал своими внезапными ужимками, а в его огромных глазах как в озере плескалось безумие. К сожалению, второй сезон вышел слабее первого, но совсем скоро состоится премьера третьего, который, возможно, исправит ситуацию.
Завершим наш обзор упоминанием о вновь прибывшем серийном убийце - Чарльзе Мэнксе, герое романа отпрыска Стивена Кинга, Джо Хилла. Сын подстать отцу наделен богатым воображением и талантом к описанию всяких кошмаров. Итак, в первом сезоне шоу нас знакомят почти что с супергероиней, старшеклассницей Вик МакКуин (Эшли Каммингс), любительницей погонять на скоростном мопеде. Однажды Вик после очередного скандала между родителями гоняла по лесу и наткнулась на обветшалый мост. В ажиотаже Вик пересекла его и попала как-будто в слегка другую реальность. Дабы не углубляться в сюжет и не раскрывать его детали, скажем только, что во время путешествий по этому мосту Вик научилась находить потерянные вещи.
Теперь о Чарльзе Мэнксе, разъезжающем на эксклюзивном Rolls-Royce "Фантом" 1938 года и похищающем детей, которых он увозит в вечный праздник, в Страну Рождества. Возможно, сериал пока не дотягивает до звания "самый лучший", но маньяк в нем, однозначно, прекрасный. Закари Куинто великолепен в подобных ролях - он словно удав парализует жертв своим горько-шоколадным взглядом. Вспомните его героя, психиатра и маньяка Оливера Тредсона из второго сезона "Американской истории ужасов". Он и очарователен, и безжалостен одновременно. Стоит также отметить прекрасный грим и спецэффекты при трансформации Мэнкса-Носферату. В первом сезоне сериала произошло несколько встреч между Вик и Мэнксом, которые положили начало смертельной вражде между похитителем детских душ и отчаянной пацанкой, которая эти души захочет вернуть.
Список сериалов о маньяках и серийных убийцах, достойных упоминания, велик, ведь в любом проекте есть своя изюминка. Можно вспомнить такие сериалы как "Настоящий детектив", "Менталист", "Современный потрошитель", "Последователи", "Алиенист", "Крик" и некоторые другие.