Чуть меньше месяца осталось до окончания прокатного полугодия (1 декабря 2009 г. - 31 мая 2010 г.) и, соответственно, два месяца до завершения полугодия календарного. А значит, самое время начать подводить первые промежуточные итоги в области мировых и российских кассовых сборов. Но для начала обратимся к статистике 2009 года.
Предыдущий год преподнес немало сюрпризов. Любопытно, что в 2009 году с его мировым кассовым рекордом (почти 30 миллиардов долларов в общем зачете), аналитики прогнозировали спад интереса зрителей к походам в кино в первом полугодии, что было вызвано трудностями преодоления экономической рецессии во всем мире. Однако неутешительные прогнозы не оправдались. Первые два месяца 2009 года в США и Канаде были ознаменованы рекордными бокс-офисами (1,78 миллиардов долларов за январь и февраль), а в Европе эксперты отмечали рост посещаемости кинотеатров (в среднем примерно на 4%).
Причем, самое интересное, что откровенных лидеров проката не наблюдалось. Основные громкие премьеры первой половины 2009 года ("Ангелы и демоны" и "Терминатор: Да придет спаситель") были выпущены в мае, а такие локомотивы годового проката, как "Трансформеры: Месть падших", "Гарри Поттер и Принц-Полукровка" и "Аватар", пришлись уже на второе полугодие. К тому же, нелишним будет вспомнить, что наиболее успешная по кассовым сборам в марте лента "Хранители" (109 миллионов) в американском прокате не окупилась.
В России прогнозы на первое полугодие были вообще крайне пессимистичными: ожидалось резкое падение кассовых сборов (на 16% в долларовом эквиваленте) и посещаемости кинотеатров (на 6%). Учитывая практически полное отсутствие крупных блокбастеров в прокате, способных заинтересовать отечественного зрителя, увеличение общего бокс-офиса на 18,5% (до 11,2 миллиардов рублей) вообще кажется фантастикой, тем более, что прирост по показателю обеспечили, прежде всего, российские фильмы ("Обитаемый остров: Схватка" и "Тарас Бульба", - 1,18 миллиардов рублей на двоих). И это при том, что в общем за 2009 год доля российских фильмов в суммарном годовом бокс-офисе сократилась.
Чего же стоит ожидать в текущем году? Безусловно, что ситуация первого полугодия прошлого года, когда кассу, так сказать, "брали гуртом" при весьма ограниченном количестве кинохитов, вряд ли повторится. Теперь рыночную конъюнктуру определяют масштабные блокбастеры, преимущественно в 3D-формате. Если даже закрыть глаза на достижения "Аватара", который удерживал пальму первенства, как в мировом, так и в отечественном прокате, на протяжении всего января, а также благодаря инерции "умудрился" взять в России 350 миллионов рублей в феврале, то ситуация с превосходством "трехмерного кино" изменится мало.
По сообщениям зарубежных экспертов только одни билетные наценки на 3D-фильмы принесли в мартовскую кассу около 70 миллионов долларов. Также нельзя не принять во внимание успех "Алисы в стране чудес", обеспечившей рекорд общего мартовского бокс-офиса в США (832 миллиона долларов) и сумевшей всего за 2 недели взять в российском прокате планку в миллиард рублей, и "Как приручить дракона" (мультфильм собрал более 179 миллионов долларов в США и около 600 миллионов рублей в России). В итоге, с декабря по март только 4 фильма в 3D-формате, вышедших в российский прокат (в том числе "Белка и Стрелка"), собрали 43% (!) всей кассы за этот период (около 5,2 миллиардов рублей).
Что касается российских фильмов, то, несмотря на определенные опасение по поводу их окупаемости, зритель весьма благосклонно отнесся к произведениям отечественного кинематографа: 16 фильмов, запушенных в прокат с начала прокатного полугодия взяли 23% от общей кассы за этот же период, Среди фаворитов стоит отметить такие фильмы, как "Наша Russia: Яйца судьбы" (сборы в размере 22,2 миллионов долларов и десятикратная окупаемость), "Черная молния" (19,6 миллионов долларов) и "Кандагар" (14,8 миллионов долларов), успех которых был обусловлен грамотной и масштабной пиар-кампанией.
Что касается прогноза на лето 2010 года, то прошлогодний российский рекорд (6,1 миллиард рублей) может быть повторен. Хотя ждать рекордного увеличения, как в случае с приростом летнего отечественного бокс-офиса 2009 г. на 20% по сравнению с 2008 г., не стоит. В первую очередь благоприятные сборы обеспечат 13 3D-лент, 7 из которых являются мультфильмами. Этот позволяет задуматься об ориентации отечественных прокатчиков преимущественно на юных зрителей, благо, что прокат "Как приручить дракона" и "Белки и Стрелки" состоялся во многом благодаря их запуску во время мартовских школьных каникул.
Весомый вклад в летний бокс-офис внесут и громкие майские премьеры, вроде "Принц Персии: Пески времени" и "Шрэк 4: Навсегда". Причем, последний имеет все шансы побить прошлогодний прокатный рекорд "Ледникового периода 3: Эра динозавров", собравшего в СНГ около 1,2 миллиарда рублей менее, чем за 3 недели. Единственный минус, что летом стоит ждать падения кассы российских фильмов, которые вряд ли выдержат конкуренции с Голливудом.
Автор: Александр Поляков