Писать рецензии на фильмы, вроде бы ориентированные на детскую аудиторию, невероятно сложно. По той простой причине, что у взрослого человека совершенно иное мироощущение, и то, что кажется ему очень важным, ребенок пропустит мимо ушей. Напротив, то, что взрослый посчитает несущественным, вдруг окажется целой вселенной для юного зрителя. Но проблема фильма "
Дамбо", основанного на диснеевской анимационной классике, совсем не в этом. А в том, что режиссер
Тим Бертон просто не разобрался: для кого он его снял.
Если фильм все же был рассчитан на детскую аудиторию, которую, естественно, не могут не умилять зверушки с большими ушами и глазами, то "
Дамбо" оказался слишком мрачным и жестоким. Собственно, чисто "бертоновским" проектом с привычными для него мрачными ночными сценами, совсем не детскими проблемами и даже членовредительством. Как, например, ребенок может понять драму "потерянного" в Первой мировой войне поколения и осознать, что условный положительный герой лучше, потому что он был на войне и вернулся к детям инвалидом, а условный отрицательный персонаж хуже, потому что не воевал по здоровью?
Одно дело, если бы все это основывалось на литературном первоисточнике, в котором военная драма является отправной точкой для всех последующих приключений, как, скажем, в "Хрониках Нарнии". Другое дело, когда речь идет об оригинальном сценарии имеющем мало общего даже с анимационным оригиналом.
Если же "
Дамбо" должен апеллировать ко взрослым, то его сюжет слишком банален, а мотивации персонажей слишком нелепы. Почему старый, как сейчас модно говорить "ламповый", цирк-шапито с ужасающими условиями не только для животных, но и людей должен быть милее, чем огромный развлекательный парк, построенный по последнему слову техники и маркетинга? И почему успешный предприниматель, который стоит во главе этого парка, обязан быть непременно злодеем, стремящимся буквально убить все живое и свежее?
Этот посыл выглядит тем более странно, что продвигается он империей, основателем которой и нетленным божеством является как раз вот такой предприниматель, фактически создавший всю современную индустрию развлечений, и явно вольно или невольно ставший причиной гибели не одного "лампового" заведения середины 20-го столетия. С какой стати зритель должен поверить в совершенно социалистическое утверждение, что большой капитал - это непременно зло, а возвращение к малобюджетным истокам - это обязательно обретение себя и суть борьбы за все хорошее против всего плохого? И такие вопросы в процессе просмотра "Дамбо" возникают у взрослого зрителя, увы, слишком часто.
Одним словом, Тим Бертон - совсем не тот режиссер, которому стоило бы доверить съемки игровой версии доброй и наивной сказки. В силу его характерного режиссерского стиля и почерка, не совместимого с детством в любой. плоскости.
Что касается актерских работ, то они, за исключением, пожалуй,
Денни ДеВито, получились весьма бледными. И тут трудно предъявить претензии к самим актерами, просто Бертон и его сценаристы, увлекшись формой, не наполнили их персонажей необходимым содержанием, а зачастую, попросту отняли у них здравый смысл. Как, например, должен реагировать прошедший войну отец (
Колин Фаррелл), наблюдая, как его малолетняя дочь лезет вверх по пожарной лестнице к полыхающему зданию. По версии Бертона и компании, просто стоять внизу и ждать, когда она свалится с большой высоты в стоящий по счастливой случайности внизу огромный чан с водой.
Как должна поступить обласканная содержанка (
Ева Грин), которую успешный предприниматель (
Майкл Китон) подобрал на улицах Парижа и сделал ее звездой роскошного шоу? Естественно, немедленно предать своего благодетеля при виде ветерана с детьми и ушастого слона.
Сам Дамбо, конечно, чрезвычайно мил и нарисован очень тщательно. Но весь драматизм его истории строится на самых банальных и безотказных манипуляциях. Ну, у кого не сожмется сердце при виде слоненка, которого лишают матери? Какой зверь сможет спокойно смотреть в огромные глаза ребенка, когда из них катится слеза? Такой режиссерский примитив явно не достоин Бертона. Ко всему прочему его Дамбо временами ведет себя как и подобает обычному пусть и наделенному супергероическими способностями слону, а иногда совершает действия, доступные только его разумным двуногим хозяевам.
Но самый страшный удар по целостности истории наносит финал, который, словно был придуман и снят по остаточному принципу. Финал, отвергающий логику, капиталистическую реальность, и все предыдущие поступки главных действующих лиц. В конце так и напрашивалась знаменитая цитата из древнего отечественного анекдота про советского слона, который счастливее всех остальных слонов на свете.
Быть может, дети будут довольны. В конце концов, мир ребенка куда сложнее и ярче, чем тусклый мир взрослых. Безусловно, игрушки будут пользоваться большим спросом. Но Дамбо, тот самый анимационный, был достоин явно большего.
Автор: Andrew