На минувшей неделе, которая выдалась крайне богатой на громкие политические события, чиновники и творческая интеллигенция все-таки выбрали время, чтобы поскандалить "за российский кинематограф", аж целых два раза.
В пятницу, 10 апреля, внезапно выяснилось, что российские киношники воруют, а в Минкульте смотрят на это закрыв глаза (читай - пособничают). За скромной формулировкой Александра Филипенко, аудитора Счетной палаты, которая проверяла финансовые итоги работы министерства в сфере кино за 2008-2009 годы, о "неоднозначной ситуации" скрываются 6,2 миллиарда рублей убытка от 958 контрактов, заключенных за два года. По результатам проверки был сформулирован целый перечень претензий к Министерству культуры.
Если обвинения в игнорировании художественной и культурной значимости фильмов при выделении денежных средств или вопросы о "национальности" картины, созданной при широком привлечении "западных" денег, кажутся, мягко говоря, сомнительными, то нарушение кинопроизводителями сроков договора с государством - это действительно серьезно. По оценке экспертов практически ни один (!) фильм не вышел вовремя (ярчайший пример, когда время - это деньги), более того, многие до проката так и не дошли. Вопрос с тем, кто же потраченные государственные деньги вернет, до сих пор открыт.
Не успел министр культуры Александр Авдеев поблагодарить аудиторов за помощь, заверив, что все будет исправлено, как оказалась, что проверка - это только начало. Результаты мероприятия были направлены в Правительство и Федеральную налоговую службу, а несколько дел переданы в Следственный комитет прокуратуры.
Доблестное раскрытие "заговора минкультовской контры", вознамерившейся лишить страну кинематографа, - иначе эту своевременную проверку не назовешь. Цели, как полагаем, очевидны. Во-первых, обосновать сокращение государственных ассигнований, выделенных в 2010 году на кинематограф, а, во-вторых, доказать сомневающимся, что Министерство культуры со своими обязанности в сфере поддержки кинематографа не справляется.
Не зря же было отмечено, что самой "чистой" компанией выглядела по итогам аудита "Цетрал Партнершип", получившая свои 250 миллионов из Фонда поддержки кинематографии. В итоге, высказанные экспертами прогнозы о том, что Минкульт, вполне возможно, вообще лишат прав заниматься игровым кино, не лишены оснований. Видимо, "на верху" думают, что на мультфильмах миллион не украдешь.
Если эта проверка Министерства культуры, выполненная в духе приснопамятных советских политических процессов по поиску внутреннего врага, была прогнозируема, то скандал, разгоревшийся вокруг заявления "Нам не нравится", опубликованного в минувший вторник, 6 апреля, на официальном сайте Гильдии киноведов и кинокритиков, был достаточно неожиданным.
Судя по тексту, кинокритикам преимущественно не нравится Никита Михалков на должности председателя Союза кинематографистов и его авторитарный стиль управления организацией. "Мы уверены, что такая атмосфера, утвердившаяся в творческом Союзе..., объективно содействует распространению... антидемократических, безнравственных тенденций в обществе", - гласит один из пунктов заявления. Единственный выход из ситуации составители "воззвания" видят в создании параллельного "антимихалковского" союза кинематографистов, "который будет защищать интересы отечественного киноискусства".
Причины столь резкого тона представителей Гильдии понять не сложно. Оставшийся по решению суда председателем Союза Михалков активно развернул "критику действием" своих оппонентов. 31 марта 2009 года из Союза был исключен Виктор Матизен (председатель Гильдии), обвиняемый в попытках расколоть Союз (проще говоря, - за диссидентство). Несколькими месяцами спустя, редакция журнала "Искусство кино", возглавляемая оппозиционным Михалкову Даниилом Дондуреем, лишилась своего здания, не продлив, якобы, договор аренды с Союзом. Вдобавок ко всему слухи о новом проекте Устава Союза кинематографистов, в котором сроки председательства станут, чуть ли не пожизненными, скоро обретут свое воплощение на внеочередном заседании организации.
Ситуация тем более любопытная, если сравнить цели самой Гильдии и ее теперешние притязания. Созданная в 1992 году организация по своему уставу является самостоятельной некоммерческой организацией, обязательного членства в Союзе не имеет, и выходить из него может свободно. Занимается она "пропагандой достижений отечественного и мирового кино", устраивает тематические конференции и семинары, то есть являет собой своего рода профсоюз.
Пикантность происходящего в том, что Гильдия сегодня - это объединенный рупор протеста против "культа личности" Никиты Сергеевича. Для примера, под заявлением "Нам не нравится" поставили свои подписи не только киноведы, но и директор Музея кино Наум Клейман, сценарист Рустам Ибрагимбеков, режиссеры Эльдар Рязанов, Отар Иоселиани, Алексей Герман-ст., Юрий Норштейн и многие другие.
По-видимому, параллельный киносоюз в ближайшем времени скоро оформится. Но вот каков будет его статус? Реальных средств оказания воздействия на ситуацию у "раскольников" нет, как нет и материальной базы для деятельности новой организации. "Двоевластие" в кинематографе вряд ли допустят, тем более, что тенденции в выстраивании отраслевой вертикали власти - это давно не миф.
Именитым кинематографистам, недовольным Михалковым, остается лишь вспоминать советский опыт и ждать пока Союз кинематографистов не рухнет, вследствие продолжающейся в нем "гражданской войны", сам собой.
Автор: Александр Поляков