"Битву Титанов" ждали долго и с нетерпением, подгореваемым роликами - один другого краше. Теперь, после премьеры, вопль разочарования повиснет над кинотеатрами всего мира - фильм оказался более серым и средним, чем повышенный градус ожиданий.
Ленту винят в "звериной серьезности" – и небезосновательно: за без малого два часа экранного времени зал дружно хохотнул, кажется, только над шуткой с дудочкой. Остальные претензии более спорные.
Не весь вкусно поданный в рекламе экшен в фильме выглядит так же "зачетно". Похожая история в свое время приключилась с арт-экшеном "300 спартанцев": в трейлере царь Леонид без заминки пинал персидского парламентера в грудь в ответ на оскорбление - а в фильме он сперва вопросительно смотрит на жену, на горожан, на листья под ногами, смазывая все впечатление от момента.
Так и в "Битве Титанов": сначала все долго говорят, а эпизоды боев короткие и невнушительные. Но фильм довольно быстро разгоняется - и после середины становится почти непрекращающейся чередой битв на земле и в небе, и эпических разрушений (среди которых бой с гигантскими скорпионами, эффектная драка на мечах Персея с царем Акрисием и впечатляющий выход Кракена на город Аргос).
Австралийский самородок Сэм Уортингтон - новая звезда боевика - в "Битве Титанов", кажется, впервые дал маху как актер. Он вытащил на себе сумбурный, но зажигательный "Терминатор: Да придет спаситель", покорил весь мир в "Аватаре" - а у режиссера Луи Летерье словно растерял всю свою харизму: и привычно напрягает лицевые мускулы, но не затрагивает своей игрой ничего в душе.
Актеры-Титаны Голливуда в "Битве Титанов" тоже сыграли без искры. Да и ответственные за женскую красоту Джемма Артертон и Алекса Давалос явно не убедили мужчин в зале. Когда бог царства мертвых Аид потребовал от жителей Аргоса принести "самую красивую смертную" Андромеду в жертву Кракену, чтобы он не разрушил город, из зала прокомментировали: "Да пожалуйста! Не такая уж она и красивая".
Лучше всех в "Битве Титанов" сыграла, как ни странно, Наталья Водянова, почти до неузнаваемости преображенная гримом Медузы Горгоны. Ее Медуза получилась по-настоящему яркой и где-то жутковатой: то безумно хохочущей, то делающей такое огорченное лицо, что ее становится жалко. Битва с Медузой - один из самых ярких, напряженных и красивых экшен-эпизодов фильма.
Не обошлось без политики. По мифологии, спутником Зевса часто выступает орел. В "Битве Титанов" Зевс обращается ни много, ни мало в белоголового орлана, который является символом Соединенных Штатов Америки. Аналогичный намек - что Штаты в современном мире являются новым Олимпом - ранее был в детском фэнтези "Перси Джексон".
В США существует целая наука, изучающая мировое лидерство и то, как Америке это лидерство удержать. Похоже, орлан-Зевс в "Битве Титанов" - часть новой государственной политики Штатов в области кинематографии.
Помимо парада захватывающих спецэффектов (бой со скорпионами! схватка с Медузой!! Кракен!!!) "Битва Титанов" - достаточно смелый выпад против религии (правда, несовременной). В фильме никак не объясняется, чем же людей достали боги - но это, в общем, и так понятно. Битва Титанов - это битва между Кракеном (последним из Титанов, направляемом богами Олимпа) и новым Титаном - полубогом-получеловеком Персеем, дерзнувшем самому за себя решать и верить только друзьям и собственному мнению обо всем.
Поэтому главный провал фильма - не спецэффекты и не актеры, а мягкотелость главного героя. Почти весь фильм Персей полон богоборческого пафоса - и хочет защитить людей от произвола богов, как заповедовал его названный отец-рыбак (которого ярко сыграл Пит Постлетуэйт). Но ближе к финалу Персей принимает сторону Зевса и объединяется с ним в борьбе против Аида, пытающегося захватить власть на Олимпе, хотя Зевс на самом деле - лживый и злобный божок: он обманул Аида и отправил его в царство мертвых - питаться болью и страданиями людей, и приказал выпустить Кракена на город Аргос, чтобы приструнить взбунтовавшихся людей.
Вот эта слабина Персея в финале перечеркивает все его подвиги и делает неинтересным героем, потому что в раздирающем его конфликте он выбрал компромисс. Единственная затронувшая душу интересная нотка в фильме - мотив объединения всех земных существ против общего врага - богов. Колоритный синеглазый джинн, рыча, выдыхает: "Вместе"; отряд Персея седлает гигантских скорпионов; возницей героя становится крылатый вороной конь Пегас; в битве плечом к плечу рубятся воины и охотники - когда все они бьются друг за друга, это делает их сильней Титанов.
Лучшие идеи современного кинематографа уже сейчас идут впереди прочего культурного контекста. Придет день - и в продолжении "Битвы Титанов" или другой богоборческой картины силы и таланты всех живых сольются языками одного пламени, пожар которого сожрет богов. И кто-нибудь крикнет им не компромиссное "Хватит!", как названный отец Персея, а, как напрасно обещал нам трейлер "Битвы титанов", - "Будьте прокляты, боги! Мы вас всех убьем".
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов