Уже сейчас можно со всей уверенностью сказать, что 2010 г. - это год судьбоносных решений для российского кинематографа. Но если с проблемой "что снимать" чиновники кое-как разобрались, то вопрос "а кто же все это будет показывать" по-прежнему остается актуальным. Российский кинопрокат и система функционирования кинотеатров тема сейчас не менее "больная", чем производство качественных фильмов. Тем не менее, хорошие новости все же есть.
Так, на минувшей неделе руководство компании "Синема парк" озвучило намерение открыть в следующем году крупнейший в России кинотеатр (предположительно, на 16 залов), оснащенный самым современным оборудованием, в Ростове-на-Дону. Инвестиции в объект, который будет располагаться в "Мегацентре Горизонт" составят около 14-16 миллионов долларов, и это - без привлечения кредитов.
Интересно также, что открытие новых кинозалов в Москве и Санкт-Петербурге - уже давно не является идеей фикс инвесторов. По статистическим данным центра "Невафильм Research" в настоящее время по количеству экранов на каждые 100 тысяч человек лидирует Екатеринбург (показатель 5,18).
Положительная динамика развития российского кинорынка и соответствующей прокатной индустрии (суммарный бокс-офис прошлого года составил рекордные 23 миллиарда рублей) - очередной повод задаться вопросом о том, что же нас ждет в 2010 году? А ждут нас большие перемены, которые связываются с созданием Единой ассоциации кинотеатров (далее - ЕАК). Но, прежде чем разобраться в том, что от этого выиграет зритель, обратимся к современному положению дел в отрасли.
Итак, не для кого уже не секрет, что кинотеатр (или сеть кинотеатров) противостоять трудностям рынка, а тем более достучаться до власти, в одиночку не в состоянии. Для решения этих проблем (и это мировая практика) и образуются некоммерческие партнерские организации, которые, как могут, отстаивают права и решают проблемы вошедших в их состав кинотеатров. В России таких организации целых две: "Киноальянс" и Национальная ассоциация кинотеатров (НАК).
Причем, обе организации были образованы в 2004 году, с единственным отличием: "Киноальянс" - организация "столичная" (ее учредителями выступили "Каро-фильм", "Империя кино" и ряд других организаций), а НАК - "провинциальная" (учредители - "Киномир"-Екатеринбург и "Магнитогорский дом кино"). На момент своего появления такая параллельность работы компаний, цели которых, безусловно, созвучны друг другу, была оправдана - сети кинотеатров в провинции только становились на ноги и потребности их были несколько иными, чем у столичных коллег.
В данный же момент независимое существование двух аналогичных организаций представляет собой атавизм, тем более что обе организации являются некоммерческими и серьезно влиять на государственную политику в своей области практически не могут.
Инициатива создания единой ассоциации кинотеатров была высказана в сентябре 2009 года членами "Киноальянса" и была оформлена в марте 2010 года в ходе проведения Российского международного кинорынка. Конкретные предложения по реформированию отрасли были сформулированы в меморандуме, представленным "Киноальянсом", под названием: "Объединение кинотеатров в единую ассоциацию". Задача, вынесенная в заглавие документа, рассматривается составителями, как "важнейшая..., без решения которой кинотеатры уже не могут эффективно реагировать на некоторые современные тенденции, угрожающие дельнейшему развитию кинотеатрального бизнеса". Итак, что же такого важного содержится в меморандуме?
Во-первых, приоритетным направлением провозглашен массовый переход на цифровые технологии. Сославшись на пример "Аватара", "когда 70% всех сборов пришлись на цифровые залы", директор "Киноальянса" Дмитрий Казуто отметил, что "... увеличение количества цифровых залов выгодно как кинотеатрам, так и дистрибьюторам фильмов". Как следствие, предположительно, можно будет ожидать некую "помощь", как со стороны дистрибьюторов (скидки кинотеатрам ввиду удешевления цифровой копии фильма) и ЕАК (в области координации взаимодействия), так и со стороны государства (отмена пошлин на ввоз специального оборудования) в переходе к "цифре".
Во-вторых, ассоциация, видимо, будет в меру своих возможностей контролировать (или хотя бы проводить мониторинг) ценовую политику кинотеатров, в русле антимонопольного законодательства, что, в свою очередь, позволит значительно стабилизировать стоимость билета в кино (разумеется, с учетом "местной специфики" региона). Кроме того, ЕАК активно лоббирует принятие закона о единой системе сбора данных о кассовых сборах кинотеатров (ЕАИС), что важно - автоматизированной. В результате - статистика бокс-офисов станет не приблизительной, как в настоящее время, а самой что ни на есть конкретной, а выявлять "демпингующих", например, с Дальнего Востока, из столицы станет не в пример легче.
В-третьих, в скором времени зрителям уже не надо будет стоять в очередях за билетами на премьерный показ - ЕАК планирует ввести "электронный кинобилет", который можно будет приобрести по безналичному расчету через терминал.
И, наконец-то, произойдет регламентация кинотеатрального "окна", которое будет по возможности приближаться к западным стандартам и составит 6 недель проката фильма.
Реализация планов, изложенных в меморандуме, будет происходить постепенно, но уже к концу года учредители ЕАК ждут, что около 50-70% кинотеатров вступят в организацию. А почему бы и не вступить? Ассоциация гарантирует представление интересов кинотеатров во властных структурах, защиту от чрезмерных притязаний Российского Авторского Общества (РАО), да и кому не хочется работать так, как "у них на Западе".
Автор: Александр Поляков