В Москве состоялся второй акт ежегодного действа под названием "Самая главная киноакадемия", называемого в узком кругу отечественных кинематографистов вручением премии "Ника". Но на этот раз ответственная за постановку этого шоу российская Академия кинематографических искусств перещеголяла саму себя, лишив и без того не пользующееся популярностью в стране состязание какого-либо подобия здравого смысла, и превратив, наконец, комедию, (именно комедию, а не трагедию), в фарс.
О том, что процедура оглашения имен лауреатов премии "Ника", традиционно проходящая в московском Театре Оперетты, не заслуживает внимания российского общества, каждый год напоминают федеральные телеканалы, упорно не желающие менять ради нее свои эфирные сетки.
И в самом деле, ну не отказываться ж "Первому каналу" от шоу Андрея Малахова ради одной из самых старых кинопремий страны. Ну не снимать же ради этого с эфира телеканала "Россия" 51-ю часть сериала "Слово женщине", в которой наконец-то будет рассказано, как "Полина и Олег делят вещи, которые успели сообща купить или подарить друг другу за последние полгода".
И это при том, что тот же "Первый" каждый год исправно транслирует почти в прямом эфире церемонию вручения наград американской Киноакадемии, задействовав для этого лучшие, с точки зрения телевизионного начальства, силы в виде Екатерины Стриженовой.
Если бы речь шла о программной политике коммерческих телеканалов, для которых рейтинг тех или иных передач является абсолютным приоритетом, то ситуацию с прямой трансляцией "Ники" еще можно было бы понять. Ведь совершенно очевидно, что зрительский интерес к этому шоу не идет ни в какое сравнение с интересом к нарядам и драгоценностям голливудских знаменитостей. Но вот полное игнорирование церемонии со стороны телеканалов, считающихся государственными, и вроде бы обязанными поддерживать государственные же программы по спасению отечественного кинематографа, выглядит весьма странным.
Ну, да Бог с ними. К самим организаторам шоу в Театре Оперетты в этом году вопросов ничуть не меньше.
Чего стоит полное отсутствие интриги в номинации "лучшая мужская роль". В начале марта бессменный художественный руководитель "Ники" Юлий Гусман торжественно объявил, что еще до окончания голосования киноакадемиков лидеры уже определены. Совершенно не смущаясь от абсурдности подобных заявлений, низводящих саму процедуру голосования до уровня детской считалки, господин Гусман провозгласил лауреатами премии почившего Олега Янковского и, слава Богу, здравствующего и поныне Владимира Ильина.
Из "Регламента проведения конкурса на соискание Национальной кинематографической премии "Ника" - Пункт 2.10. Сведения о победителях конкурса на соискание Премии, известные лицам, подписавшим Протокол о результатах голосования, являются конфиденциальными. Указанные лица несут ответственность за неразглашение сведений о победителях конкурса до момента их объявления на церемонии награждения Премией".
Не то, чтобы оба этих актера не заслуживали кинематографических наград самой высшей пробы. Несомненно, заслуживали. Но стремление премировать посмертно того же Олега Ивановича Янковского, причем сразу за два фильма, ничем иным, кроме желания переплюнуть конкурентов из второй киноакадемии, объяснить нельзя. У хозяев "Золотого Орла" хотя бы достало мудрости исключить Янковского из списка претендентов на приз в категории "лучшая мужская роль" и почтить его память специальной наградой за общий вклад в отечественный кинематограф и за все его последние роли, в том числе в картинах "Анна Каренина" и "Царь".
Ну, а премия Владимира Ильина за роль в фильме "Палата №6", подчеркнем еще раз - совершенно заслуженная, выглядит при полном отсутствии других конкурентов несколько странно. Неужели же успехи коллег лауреата по цеху были столь незначительны, что Юлий Гусман со товарищи посчитали возможным проигнорировать регламент и вот так, сходу, отказать им даже в номинации?
Однако на этом надругательство над здравым смыслом и не думало заканчиваться.
В категории "лучшая мужская роль второго плана" киноакадемики по какой-то только им понятной причине решили наградить абсолютно всех номинантов - Максима Суханова, Сергея Дрейдена и Романа Мадянова, сыгравших в совершенно разных картинах. Почему-то ничего подобного в аналогичной женской номинации не произошло. В ней лауреатом "Ники" стала Мария Шукшина, исполнившая роль в картине "Похороните меня за плинтусом".
Чем провинились перед маститыми кинематографистами актрисы Полина Кутепова, Анна Михалкова и Евгения Симонова, и почему они не получили "Нику", осталось загадкой. Зато теперь у всех них есть полное право говорить о дискриминации по половому признаку.
На фоне всех этих странностей успех Андрея Хржановского, получившего "Нику" в номинации "лучший режиссер", и его действительно замечательной картины "Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину", объявленной лучшим игровым фильмом года, несколько потерялся. Равно как и заслуженная победа Светланы Крючковой, которая была удостоена премии как лучшая исполнительница главной роли.
Одним словом, ситуация с наградой российской Академии кинематографических искусств, учрежденной еще в 1987 году Секретариатом Союза кинематографистов СССР, и не думает меняться. Никакой четкой системы отбора кандидатов и последующего определения победителей как не было, так и нет. Ни малейших попыток апеллировать к основной массе зрителей, а не к таинственным одухотворенным киноманам как не предпринималось, так и не предпринимается. Никаких вариантов взаимодействия с современными средствами массовой информации, вроде телевидения и, не дай Бог, интернета, не рассматривается - (спустя 12 часов после завершения церемонии на официальном сайте премии список победителей так и не появился). Никаких благоприятных последствий для лауреатов премии, измеряемых количеством прокатных копий, ростом кассовых сборов или гонораров, как не было, так и не будет.
К сожалению, это все больше и больше похоже на совершенно несмешную первоапрельскую шутку, вроде надрывного лозунга, красующегося на главной странице сайта "Ники" - "Первая... Навсегда"!
Автор: andrew