Семеро очень разных молодых людей - диджей, строитель, прораб, блондинка, ведьмочка, владелец клуба и его девушка - оказываются запертыми в бывшем бомбоубежище, переоборудованном в ночной клуб. Мобильники не работают, стены - бетонные, электропроводка сгорела - и герои начинают искать выход в смыкающихся с клубом подземных коридорах, в которые никто не заходил последние пятьдесят лет. Федор Бондарчук спродюсировал камерный психологический триллер с Петром Федоровым под музыку диджея Грува - "Фобос" - про власть того, чьим именем назван клуб.
По ощущениям "Фобос" напоминает "Параграф 78: фильм 1": мощную ленту Михаила Хлебородова, зачем-то разрезанную на две части - и из-за этого провалившуюся. Как и первой части "Параграфа 78", в "Фобосе" герои бесконечно бродят по мрачным коридорам, натыкаются на всякие жуткие свидетельства ужасных дел, которые там творились, и все это ничем толком не заканчивается.
В процессе между ними возникают непримиримые разногласия: все же у древних греков Фобос - возничий Эриды, богини раздора. Поэтому часа не прошло после того, как стальная дверь бомбоубежища захлопнулась - а семеро ребят все перегрызлись и готовы перебить друг друга голыми руками.
Смотреть "Фобос" захватывающе и интересно: за каждым новом подземным помещением поворотом возникает новый поворот сюжета - и оригинальных идей у фильма в принципе полно, как тузов в рукаве у Джокера. Увы, практически все эти идеи реализованы хорошо если на четверть: фильм словно боится утомить своих зрителей или взять неправильный тон - поэтому мчится галопом, теряя на ходу потенциально мощные ходы и возможности.
Однако напряженную атмосферы "Фобоса" такая динамичность только усилила: необъяснимые события, страшные звуки и всякие пугающие образы по ходу фильма заставляют то холодеть, то цепенеть. Этому способствуют тревожные мелодии Грува, всякий раз идеально ложащиеся в кадр.
Положительное впечатление от просмотра усиливает яркая игра молодых актеров - все семеро в своих ролях выглядят более чем достойно, перечислять не будем, но поистине впечатляюще из них сыграл Петр Федоров. Вот оно, искусство перевоплощения: в образе ширяющегося гоп-диджея Федорова так сразу и не узнаешь, и чтобы понять, насколько актер талантливо изобразил своего персонажа, надо знать, какой он за пределами кадра. Те, кто видел Петра в роли Гая Гаала в дилогии "Обитаемый остров", могут засвидетельствовать: совсем другой гай.
Сам сюжет о подпитывании страхом и немедленной смерти тех героев, которые преодолели свой страх - сильный и вполне метафорический, и мог бы вылиться в интересную необычную развязку (с ходу напрашиваются несколько идей). К сожалению, авторы фильма не придумали ничего умнее, чем прервать состязание ребят со своими страхами - прямо посередине сцены.
Представьте, например, что в финале "Титаника" в сцену с тонущим кораблем и влюбленными Джеком и Розой неожиданно врывается хэппи-энд, все танцуют и поют. Жесть! Все равно что заниматься сексом несколько часов и не кончить: никакого облегчения. И в финале "Фобоса" получилось примерно так.
"Внезапный" хэппи-энд не пошел на пользу этому неплохому в принципе российскому триллеру - напряженному по атмосфере и из-за отсутствия внятного сценария. Страх победил (по крайней мере, по очкам) - закончить так было бы, наверное, глуповато - но фактический финал в фильме попросту тупой.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов