В маленьком американском городке во время бейсбольного матча на поле выходит мужик с ружьем наперевес - и получает пулю от местного шерифа. В болоте за городом находят распухшее тело утонувшего летчика, запутавшегося в парашютных стропах. "А где же самолет?" - спрашивает один из нашедших. Через пару дней городок превратится в арену кровавых распрей, полностью изолированный военными. Зомби-эпидемия не дает покоя кому-то в Голливуде, и свежий продукт жанра - хоррор "Безумцы" - словно собран в лаборатории из кусков предшествующих картин.
Эпоха определяет культурные тенденции: пока шла холодная война, с конвейерной частотой выходили фильмы про пост-апокалипсис - цивилизация уничтожена ядерным шквалом, немногие уцелевшие воюют за еду и все такое. Нынче, в последний десяток относительно мирных лет, при бурном росте населения планеты в моду вошла тема обезумевших толп, лучшим символом которых являются зомби.
Киношники хватаются за любую оригинальную подачу такого материала: пригодился даже старый зомби-хоррор классика живой мертвечины Джорджа Ромеро "Безумцы" аж 1973 года выхода (с емким слоганом "Биологическая гражданская война"). Но одноименная лента-римейк ромеровских "Безумцев" от режиссера Брека Эйснера (ранее отметившегося разве что "Сахарой") - словно девушка зодиакального знака "Близнецы": кого в ней только нет!
"Безумцы" начинаются как неторопливый триллер, потом очень быстро срываются почти в "28 недель спустя" с их толпами резвых зомби, после середины нагнетают дорожный кошмар "Носителей", а в конце вообще становятся одним известным кроссовером... но не будем раскрывать всех секретов.
Главный плюс "Безумцев" - динамизм. Сюжет виляет, как джип, в который влез живой труп, сцены резво сменяют одна другую - заскучать совершенно не успеваешь. И все вроде уже было где-то, но повторы здесь вызывают почему-то не раздражение, а приятную ностальгию: вспоминаются все великие фильмы жанра.
Главная слабина фильма - отсутствие всякой интриги. Объявив еще в синопсисе, что случилось, создатели "Безумцев" напрочь лишили зрителя удовольствия наравне с героями фильма пребывать в неизвестности, гадая, отчего их тихие соседи неожиданно посвирипели лицами и схватились за вилы.
Мало того, что в картине все происходящее заранее известно, - хуже, что в ней нет совершенно обязательных для лент зомби-жанра элементов: героев и социального смысла.
"28 дней спустя" были про то, что люди, выживая, становятся хуже зомби; "Судный день" - про поиск места в мире и про то, что прогресс - рябь на поверхности, и не затрагивает темные воды человеческой души; "28 недель спустя" - про то, что когда начнется полный коллапс, лучшие погибнут ради никаких. "Безумцы" ничего такого предложить не могут: герои в них старательно бегают от зараженных и военных, но никакой социальной нагрузки при этом не несут.
Собственно, с героями тоже плохо: Тимоти Олифант (шериф), Рада Митчел (жена шерифа) и Джо Андерсон (помощник шерифа) держат планку традиционно качественной для Голливуда актерской игры, но ничего сверх - ни снайпера Дойла, ни Иден Синклер в фильме не появится.
Из-за всего этого "Безумцы" распадаются на отдельные вспышки ярких сцен. Зараженный доктор в морге старается распилить голову шерифа циркулярной пилой. Зомби волочит по полу вилы с противным скрипом - а потом с размаху втыкает их в пациентов госпиталя, пристегнутых ремнями к койкам. Женщина стоит перед крутящимся мотовилом комбайна, а в кабине - зараженный. "Безумцы" плотно начинены этими сценами, как магазин пистолета - пулями: только сцены в этом фильме и "выстреливают".
Любителям зомби-жанра "Безумцы", определенно, доставят удовольствие: да и какой поклонник зомби упустит случай посмотреть, как беснующаяся толпа рвет ограду лагеря военных, а скучный провинциальный городок погружается в кровавый кошмар, сгорая в веселом огне?
Что-то могут найти для себя в фильме и те, кто картин про резвых зомби смотрел мало, но к теме зомби-эпидемий питает интерес: "Безумцы" сделаны грамотно и интересно - в их лице жанр не ударил в грязь. Всем остальным вряд ли стоит беспокоится: конец охрененно близок - и вскоре шанс посмотреть на зомби опять представит исправно работающий Голливуд, либо мы все увидим их у себя под окнами.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов