KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

По образу и подобию

14.03.2010

С 10 по 14 марта в городе Суздале проводился пятнадцатый по счету Открытый фестиваль анимационного кино - единственное в своем роде мероприятие, представляющее собой годовой отчет достижений российской мультипликации. Кроме того, в рамках фестиваля был проведен первый международный конгресс "Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат".

По большему счету не столь интересен сам фестиваль (попутно отметим, что Гран-при взял Алексей Алексеев за эпизод "Зима" из сериала "Log Jam"), сколько контекст его проведения, а именно вопросы государственного финансирования, с которыми столкнулась в этом году не только анимация, но и весь российский кинематограф.

То, что реформы в сфере государственного управления кинематографом будут, никто не сомневался. Переход же от "разговоров на кухне" к детальному обсуждению вопроса на государственном уровне был совершен на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии в начале ноября 2009 года, где вниманию собравшихся был предложен доклад о мерах по повышению конкурентоспособности отечественной кинематографии, подготовленный сотрудниками Министерства культуры (подробнее об этом см. статью "Свободная касса").

И уже буквально через 2 месяца, 31 декабря 2009 года, выходит Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии". Меры по выводу российского кинематографа из перманентного кризиса, предложенные в этом документе, и являются предметом сегодняшних споров.

В соответствии с Постановлением государственными финансовыми субсидиями кинематографии с 2010 года будут заниматься две структуры - Министерство культуры РФ, обладавшее раньше монополией в рассматриваемой сфере, и реорганизованный Федеральный фонд поддержки отечественной кинематографии. В распоряжении Минкульта в 2010 году находится около 850 миллионов рублей, а у новообразованного Фонда - 2,8 миллиарда.

Причем, что интересно, сам Фонд заявленными средствами не распоряжается, а лишь подает соответствующую заявку в Министерство культуры, которое к тому же контролирует процесс использования государственных средств. Хотя, с другой стороны, возможность вмешательства чиновников из Минкульта в деятельность Фонда минимизирована за счет предоставления максимума прав в управлении новоявленной организацией попечительскому совету.

Итак, каким именно образом российские чиновники намерены усложнением финансовых операций на федеральном уровне поднять с колен российский кинематограф? Все до банальности просто - основная масса денежных вливаний (те самые 2,8 миллиарда рублей) придется на "финансовое обеспечение расходов, связанных с производством, прокатом, показом и продвижением художественных полнометражных национальных фильмов лидерами отечественного кинопроизводства".

Если сказать проще - государство отныне ориентируется на коммерчески выгодные (а соответственно - крупномасштабные) фильмы, способные "сделать кассу" на внутреннем отечественном кинорынке. В итоге, деньги достанутся тем компаниям (именно компаниям, а не фильмам), которые уже зарекомендовали себя на отечественном кинорынке (например, "Централ Партнершип"), что позволяет предположить, что уже скоро вся модель российского кино будет представлять собой своеобразый "Голливуд", скроенный по отечественным меркам.

За счет остальных 850 миллионов в 2010 году будет развиваться документальное, анимационное, детское и некоммерческое кино. Такой резкий поворот в сторону рынка, как считают ряд экспертов, попросту убьет некоторые сферы киноиндустрии, в том числе мультипликацию. Так, в феврале 2010 года аниматоры направили открытое письмо Д.А. Медведеву и В.В. Путину с опасением, что в текущем году "наступит крах целой отрасли кинематографа - российской анимации".

Такой пессимизм абсолютно оправдан. Если посмотреть на программу уже упоминаемого нами ранее Открытого фестиваля анимационного кино, то окажется, что подавляющее количество работ, представленных на нем, - это короткометражки, обладающие нулевым коммерческим потенциалом и требующие огромного количества времени на производство. Так, что если даже найдется продюсер, готовый к продвижению российской мульт-продукции, то "вылет в трубу", причем за очень короткие сроки, ему обеспечен.

Сокращение финансирования "остального кино" (по сравнению с прошлым годом - в 2 раза), без сомнения, скажется и на российском арт-хаусе, который, к данному моменту, свой фестивальный потенциал не исчерпал. Пример тому, "Серебряный медведь" Берлинале, доставшийся фильму Алексея Попогребского "Как я провел этим летом", права на телетрансляцию которого уже приобрел государственный телеканал "Россия". А о таких "долгоиграющий" проектах, как, например, "Трудно быть богом" Алексея Германа, в последствии просто можно будет забыть.

Перспектива, если честно, вырисовывается удручающая. Будут похоронены целые направления в кинематографе, причем, всенародного успеха и золотых бокс-офисов грядущим отечественным блокбастерам, снятым на государственные деньги, никто не обещает. Так что, "новым Тарковским" теперь придется здорово экономить - государству кино как искусство, очевидно, не по карману.

Автор: Александр Поляков



Новинки кино:

Сериал "Невский. Близкий враг" стал лидером года
Телеканал НТВ назвал самые популярные сериалы 2024 года
Харрисон Форд относится к болезни Паркинсона "чертовски серьезно"
Звезда "Терапии" не считает диагноз своего персонажа предметом для шуток
Disney потратил на "Звездные войны: Андор" гигантскую сумму
"Андор" обошелся Disney дороже "Звездных войн 9: Скайуокер. Восход"
Названы новые сроки выхода фильма "Хроники Нарнии" Греты Гервиг
Поклонникам сказок К.С. Льюиса стоит запастись терпением
Самые ожидаемые и перспективные зарубежные сериалы 2025 года. Часть 1
"Сорвиголова: Рожденный заново", "Добро пожаловать в Дерри" и другие ожидаемые сериалы
Новый "Супермен" заранее обречен на триумф?
Прежняя киновселенная DC мертва и уже не воскреснет