Сержант Миллер со своим подразделением ищет в оккупированном американцами Багдаде оружие массового поражения, из-за которого развязана война. Но все локации, указанные разведкой, оказываются то заброшенным складом сантехники, то жилым двором. Миллер начинает сомневаться, а было ли вообще оружие массового поражения. Режиссер "Превосходства Борна" и "Ультиматума Борна" Пол Гринграсс снял умный, едкий и злой политический триллер "Не брать живым" про новую армию.
Мало кто знает, но на заре карьеры Пол Гринграсс снимал репортажи для телевидения из зон вооруженных конфликтов. С этого он начал вырабатывать свой неповторимый стиль и почерк съемки - "живую" документальную манеру, благодаря которой напряженные кадры его фильмов не смотришь - в них живешь.
"Не брать живым" для Гринграсса - в определенном смысле возвращение к истокам. Про стрельбу на улицах он не снимал уж почти десяток лет - с "Кровавого воскресенья", переключившись на картины про умного шпиона и терракты.
В новом фильме режиссер с ювелирной точностью воспроизводит смятение и хаос, царящие на улицах города, неожиданно ставшего ареной боевых действий. Картинка увлекает: от фильма отдельное удовольствие - перемещаться вслед за правдорубом Миллером по улицам охваченного войной Багдада мимо дезорганизованных жителей, копошащихся в городе американцев и бродячих собак.
Экшена в картине не так уж много, несмотря на бешеную пальбу в рекламном ролике. Есть несколько жестких реалистичных перестрелок, боевых столкновений, взрывается вертолет - но берет "Не брать живым" не этим, а динамикой детективной интриги и напряженным политическим противоборством двух отделений американского штаба - ЦРУ и военной разведки.
Грег Киннер, сыгравший главу "разведчиков" в Ираке Паундстона, и противостоящий ему на экране Брендан Глиссон, исполнивший шефа багдадского штаба ЦРУ Мартина Брауна, составили отличную пару политических врагов. Один въедливый, изворотливый и политически корректный; другой грузный, прямой и бескомпромиссный - они представляют два крайних примера бюрократов: убежденного в правоте своего дела и увлеченного высотой своего кресла.
Мэтту Дэймону, который сыграл сержанта Миллера, очень идет военная форма, но он и в ней выглядит "умницей Уиллом Хантингом" (что определило выбор его на эту роль). Критики по поводу фильма уже разнылись: мол, Миллеру не придумали ничего, кроме стремления к правде - и Дэймону нечего играть.
Сценарист Брайан Хелгеленд, адаптировавший для экранизации роман журналиста "Вашингтон Пост" Раджива Чандрасекарана "Имперский двор в Изумрудном городе", действительно нарушил ключевое правило сценарного искусства (главное – герой!) - но сделал это намеренно.
Десять лет назад Майкл Манн снял почти идентичный по авторскому посланию фильм "Свой человек", в основе которого тоже была журналистская история. У Манна в ней фигурировали честный ученый и честный продюсер-журналист. У Гринграсса в его военной истории действует честный солдат - который не обижен отечеством, не псих и перед глазами у него не маячат кровавые мальчики. Обезличив Миллера и других действующих лиц своей истории, Гринграсс добился нужного эффекта: герои стали универсальными, словно шахматные фигуры на доске, носителями идей - очищенных от всяких шероховатостей живой натуры.
В 1996-м в "Скале" Майкла Бэя доблестный офицер - бригадный генерал Хаммел погиб за правду о своих бойцах, оставшихся в песках Ирака во время "Бури в пустыне" - и своей родиной не замеченных и забытых.
Рой Миллер - в известном смысле продолжатель дела Хаммела: рассудительный, умный и харизматичный командир, он так же верит в идеалы "правды и свободы", каждый день выходя за них на бой. Миллера не согнуть командным воздействием: столкнувшись с давлением военного начальства и отказом части его подразделения идти за ним, сержант уходит в самоволку с оставшимися бойцами - продолжая действовать в соответствии с идеалами, которые защищает.
Пол Гринграсс снял фильм про солдата новой армии: универсального - который понимает, зачем воюет; и не слепо подчиняется приказам - а следует ценностям, за которые сражается его страна. Такому уже нельзя просто скомандовать стрелять в людей - с ним надо договариваться.
В бою такой солдат стоит целого войска: в финале "Не брать живым" показательна сцена, в которой три противоборствующие силы в перестрелке представлены каждая всего одним бойцом - каждый равен армии.
"Не брать живым" - захватывающее, жесткое и очень значимое кино, которое следует посмотреть всем, для кого государственные, национальные и религиозные границы между людьми - условность. Гринграсс выступил предвестником перемен, после которых армия и мир изменят облик.
В 1996-м году генерал Хаммел должен был захватить заложников, чтобы его услышали. "Возможно, я перепробовал все, - говорил он. - Но они меня не слушают. Надеюсь, они все-таки поумнеют - для этого я должен что-то сделать. Но, что бы ни случилось, не думайте обо мне плохо".
В 2010-м сержант Миллер вышел из схватки победителем - не завершив, как планировал, миссию военную, но успешно выполнив миссию гражданскую.
Поумнели. Это новая армия. Генерал Хаммел погиб не зря.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов