С работами Ромена Гавраса, скорее, знакомы меломаны – он гордо носит титул одного из самых ярких современных клипмейкеров, плюс трижды номинант на премию "Грэмми" и двукратный лауреат MTV Video Music Award за лучшую режиссуру и операторскую работу. На сегодняшний день француз греческого происхождения (сын "оскароносца"
Коста-Гавраса) снял два полнометражных фильма – криминальную драму "
Наш день придет" (2010) и криминальную комедию "
Мир принадлежит тебе". О последнем – забавном, легком и бодрящем, как глоток дорогого французского вина, и пойдет речь.
Краткий синопсис: мелкий наркодилер Франсуа, выросший в семье воров и мошенников, мечтает вести законный бизнес – торговать мороженным в Марокко и счастливо жить в маленьком домике (теоретически с женой) и плавать в собственном маленьком бассейне. Волею судеб накопленные деньги испаряются, и Франсуа вынужден взяться за дело – переправить партию наркотиков из Испании во Францию, - чтобы его мечта стала, наконец, реальностью.
По словам Гавраса, он хотел снять гангстерское кино, которое бы не было похоже на традиционные фильмы жанра нуар с задумчивыми и мрачными бандитами, этими "крутыми парнями". И в итоге у Гавраса получилась история с ранимыми и уязвимыми мужчинами, которыми помыкают сильные и отчаянные женщины. Спокойно: никакого феминизма! Фильм вообще начисто лишен необходимых сегодня атрибутов всякой корректности. В нем издеваются над женщинами и мужчинами, над детьми и животными, над эмигрантами и британцами. Над последними, кстати, особенно. Никто ни за что не извиняется и ведет себя так, будто мир принадлежит именно ему. Это так неожиданно, что сперва даже недоумеваешь – как же так – а потом вспоминаешь – ах, да, это же французы.
Скажу сразу – фильм уморительный, но при этом чистой комедией его назвать нельзя. В нем есть и грустные моменты, и довольно жесткие. Но подано и снято все с такой иронией и мастерством, что понимаешь, что шутки про эмигрантов, про плохих родителей, про интернет-бум и отношения между мужчиной и женщиной – это прививка от современных реалий, это мнение, высказанное вслух, а не шепотом. Гаврас показывает всему миру современное французское общество с его пороками и проблемами, но не надменно высмеивая его слабости, а заразительно хохоча над ними вместе со зрителями.
Теперь об актерах. Главного героя, нерадивого наркодилера и маменькиного сынка по имени Франсуа, сыграл Карим Леклу. Из всех взрослых персонажей только он кажется наиболее адекватным и вызывает симпатию. Казалось бы - с заплывшим жирком животиком и печальными глазами бассет-хаунда ему ни за что не выкрутиться из череды форс-мажоров. Ан-нет, Франсуа, закаленный непростыми детскими годами рядом с жесткой матерью, настырно барахтается, а Леклу это убедительно изображает, ничуть не уступая в мастерстве
Изабель Аджани и Венсану Касселю.
Аджани в роли стервозной матери Франсуа, Дэнни, и виртуозной воровки обворожительна. Эгоистичная и жадная, она настоящая фам фаталь, которую Гаврас сравнивает с "Феррари". Она и впрямь как гоночный автомобиль – чуть зазеваешься, переедет, не обернется.
Но кто доставил истинное удовольствие, так это
Венсан Кассель в роли бывшего любовника Дэнни, отсидевшего тюремный срок Генри. В первую секунду при появлении побитого молью Касселя сердце обливается кровью, а через мгновенье ты уже видишь не его, а "припудренного" Генри, ведущего "монологи а-ля Тарантино". Это очень смешно и необычно. Самые забавные сцены связаны именно с его героем, обеспокоенным засильем иллюминатов. Кстати, Кассель снимается у Гавраса уже второй раз.
Одним словом, если вам хочется посмеяться от души, насладиться музыкальными мини-сценами (не забывайте, Гаврас – мастер своего дела) и ощутить прелесть французского кино, смело покупайте билет. Лично я очень надеюсь на продолжение истории.
Автор: brune