Экранизировать
Стивена Кинга необычайно трудно. В силу ли чрезмерного буйства его фантазии, или же потому, что его творчество слишком тяжеловесно с литературной точки зрения, не важно. Приличных экранизаций произведений американского мэтра всего несколько, а по-настоящему блестящих ровно две - "
Побег из Шоушенка" и "
Зеленая миля". Но, если во всех остальных случаях ответственность за то, что попало на экраны, лежала полностью на сценаристах и режиссерах, то в случае с фильмом "
Оно" невозможность полноценной экранизации заложена в самом романе.
Как известно, съемки "
Оно" были поручены постановщику
Андресу Мускетти, отметившемуся однажды очень приличным фильмом ужасов "Мама". И вот в этом кадровом решении продюсерского коллектива и кроется главная ошибка. Например потому, что суть литературного первоисточника не ограничивается лишь приписываемым Кингу стремлением исключительно напугать своего читателя. Произведение гораздо сложнее и более комплексное, чем может показаться на первый взгляд.
Для начала немного статистики, так сказать. Действие романа происходит в американском захолустье, а его главным героям - группе подростков приходится иметь дело с неведомым злом, которое может принимать различный облик, в том числе танцующего клоуна Пеннивайза. В детали вдаваться не будем, в любом случае стоит прочитать роман прежде, чем оценивать его экранизацию. Так как только в этом случае станет понятно, что некоторые ключевые эпизоды "Оно" просто невозможно показать на экране.
Прежде всего речь идет о кульминации битвы детей с монстром. Ведь она, эта схватка. завершается групповым сексом нескольких мальчиков с одной девочкой. В свое время Кинг подвергся изрядной критике за детальное описание этой сцены. В чем его только не обвиняли, вплоть до педофилии. Однако вдумчивому читателю очевидно, что мэтр не стремился "смаковать клубничку". Неуклюжий подростковый секс в канализации символизирует взросление, освобождение детей от страхов, которые им внушали безответственные, а порой и преступные взрослые. В конце концов, сам Пеннивайз является совокупностью этих страхов, и именно поэтому сцена действительно важна для понимания всего произведения.
Безусловно, показать это в кино с любым возрастным рейтингом не представляется возможным. А попытка проигнорировать эпизод, будет сравнима с попыткой оставить за скобками, скажем, сцену полета обнаженной Маргариты в фильме по произведению "Мастер и Маргарита" или же не решиться показать, как совершенно голая главная героиня принимает гостей бала сатаны. Ведь у Булгакова нагота Маргариты - это тоже символ освобождения. И этот элемент совершенно невозможно исключить из любой экранизаци. Но, если с нагой взрослой женщиной проблем не должно возникнуть, (мало ли мы их видели на экранах), то вот с подростковым сексом никак.
А следовательно, при всем уважении к режиссеру Мускетти, скорее всего, нас ждет обычный ужастик. Малобюджетный, качественный, насыщенный современными спецэффектами с хорошо проработанным образом антагониста. Но не более того. Никакого "Побега из Шоушенка" и "Зеленой мили" ждать не стоит. Хорошо это или плохо, решать, конечно, зрителю, но значительным событием "Оно", вероятно, не станет, ибо с литературным "Оно" его будет связывать лишь названия, имена и основная сюжетная линия.
Автор: Andrew