Целых шесть лет поклонники чрезвычайно успешной и в общем-то единственной в своем роде серии приключенческих фильмов "Пираты Карибского моря" ждали выхода пятого фильма. Ждали с надеждой на возвращение к истокам, то есть к тому, чего категорически не хватило четвертой части, несмотря на весь ее миллиард долларов кассовых сборов, - к морю. Вероятно, это в полной мере понимало и руководство студии Walt Disney, и именно этим объяснялся выбор в качестве постановщиков тандема
Хоакима Роннинга,
Эспена Сандберга, которые ранее отметились отличным фильмом о морских приключениях - "
Кон-Тики". И надо признать, что хотя бы эта ставка вполне оправдалась: с морем в картине все в порядке.
Конечно, не настолько изящно как было во второй серии и не настолько масштабно, как в третьей, но все же морские эпизоды - это лучшее, что случилось с "Пиратами Карибского моря 5". Собственно, фильм и начинается со сцены, в которой слегка подросший сынок Уилла Тернера и Элизабет Суонн ныряет на дно морское, чтобы пообщаться со своим папашей. А уж финальная битва за Трезубец, который каждая из сторон стремится заполучить, чтобы решить какие-то свои проблемы, без сомнения, порадует зрителей, особенно тех, кому посчастливилось увидеть ее в IMAX.
Но давайте по-порядку, что понравилось, а что нет.
Понравилось.
1. Как уже говорилось выше, пятый фильм - это больше "Пираты Карибского моря", чем четвертый. И не только в смысле обилия морских эпизодов, но и в смысле повышения, так сказать, приключенческого градуса. Динамика сцен с участием Джека Воробья практически вернулась на высокий уровень, который был задан первыми тремя сериями.
2. Из
Хавьера Бардема вновь вышел весьма харизматичный злодей, во всяком случае, концептуально и визуально. Особенно впечатляющими получились крупные планы, превращающие капитана Салазара в настоящего персонажа приличного фильма ужасов.
3.
Джонни Депп все также резв в роли Джека Воробья, как и полтора десятка лет назад. Возможно, дело в хорошем гриме, но от отекшего и погрузневшего Деппа, которого поклонники его творчества привыкли видеть в последние годы, в "Пиратах Карибского моря 5" нет и следа. Что означает, что при соблюдении определенной диеты и умеренном употреблении вина из собственных винокурен актера должно хватить еще как минимум на один, финальный фильм этого цикла. Естественно,
Джеффри Раш в роли Барбоссы прекрасен, как и всегда, и лишь нелепая деревянная нога, которой его снабдили создатели четвертого фильма мешает ему использовать свой богатейший актерский потенциал в полную силу.
4. В целом сюжет пятой части оставляет приятное впечатление. За исключением некоторых деталей повествование вполне последовательно, а мотивации главных действующих лиц не вызывают вопросов.
5. Спецэффекты, но было бы странно, если бы в столь крупнобюджетном проекте они были бы не на высоте. В полную силу CGI было задействовано в последней трети картины, а еще точнее, в довольно продолжительном финальном эпизоде схватки за трезубец. Зрителям предстоит увидеть несколько довольно оригинальных решений, которые ранее в "Пиратах Карибского моря" не встречались.
Не понравилось.
1. Периодическое игнорирование логики предыдущих серий. Возможно, это покажется кому-то спойлером, но значительная часть истории пятых "Пиратов" выстроена вокруг памятного всем фанатам компаса Джека. К слову, в фильме содержится разъяснение: как именно Воробью удалось заполучить столь ценный прибор. Так вот, вся череда неприятностей в виде Салазара, испытывающего большую личную неприязнь к Воробью с времен безбородой юности последнего, начинается после того, как Джек отдает свой путеводный инструмент другому. Но, позвольте, в третьей серии он ведь неоднократно переходил из рук в руки, и никакого Салазара на горизонте капитана "Черной жемчужины" не появлялось. Есть еще некоторые моменты, упоминание которых станет уж слишком лютым спойлером.
2. Брентон Туэйтс и
Кая Скоделарио, на долю которых пришлась основная романтическая линия фильма, не смогли в должной степени заменить куда более харизматичных
Орландо Блума и
Киру Найтли. Возможно потому, что их персонажи были очерчены слишком поверхностно, а возможно, в силу отсутствия пресловутой "химии" между актерами, которую в полной мере демонстрировали их предшественники.
3. Капитану Салазару не хватило глубины. И делу тут явно не в недостатке экранного времени. Ведь очень яркий образ Барбоссы и уж тем более Дэйви Джонса удалось создать в столь же ограниченном хронометраже. В этом случае совершенно очевидны сценарные просчеты, природа которых стала вполне понятна после достаточно резкого заявления
Терри Россио, посетовавшего на то, что многолетняя работа сценаристов была проигнорирована из-за блажи Джонни Деппа (
подробнее об этом тут). Вероятно, образ Салазара выкраивался впопыхах и поэтому вышел достаточно поверхностным.
4. Трезубец Посейдона, обладающий и правда сокрушительной силой, увы, не стал тем краеугольным камнем, каким был до него другой символ морского могущества - сердце Дэйви Джонса. Попытка объяснить этот аргумент потребует описания деталей, так что придется дождаться самостоятельного просмотра.
5. Боевая хореография и постановка таких сцен вообще. Вспомнили потасовку Джека, Тернера и Норрингтона на заброшенной мельнице во втором фильме? А схватку с командой Летучего Голландца во время "бракосочетания" Тернера и Суонн под председательством Барбоссы в третьем? Увы, ничего такого в пятой серии "Пиратов" нет.
Резюмируя, стоит сказать вот что. "
Пираты Карибского моря 5: Мертвецы не рассказывают сказки" вполне приличное развлекательное кино, аккурат для летнего сезона. Все элементы, обеспечивающие хорошее настроение, и исключающие сожаление о бесцельно потраченном времени и средствах, присутствуют. Но разве только такой характеристики должен быть достоин проект, продолжающий единственную в своем роде приключенческую серию? Пятый фильм наглядно продемонстрировал, что "Пираты Карибского моря" - это не проект имени Джонни Деппа, сколь бы ни был значителен его вклад. Это проект
Гора Вербински в той же степени, в какой "Терминатор" исключительно проект Джеймса Кэмерона. Как мы знаем все попытки продолжить его историю оказались не слишком удачны даже при наличии исполнителя главной роли.
"Пираты Карибского моря" вполне достойны еще одного фильма, в который следует вернуть и Блума и Найтли, причем, не эпизодически, а, так сказать, на полную ставку. С сокровищами, с феерическими схватками, с господами Пинтелом и Раджетти и в целом с историей, которая поставит красивую,а быть может, даже драматическую точку в биографии Джека Воробья. И обязательно под командованием капитана Вербински.
Автор: Andrew