Большая часть фильмов, в которых вы снимались, - это драмы, триллеры, много боевиков… Ужасы же – редкое для вас явление.
Брайан Кокс: "Ну, все когда-то случается в первый раз."
Это не первый раз…
Брайан Кокс: "Верно. Я снимался в хоррорах, но никогда, по моему мнению, в настолько хороших, как этот ("Демон внутри" - прим. ред.). Я считаю, здесь есть потрясающая, не имеющая аналогов история, написанная двумя сценаристами (Йен Б. Голдберг и Ричард Найнг – прим. ред.). К тому же снятая удивительным Андре Овредалом – одним из лучших молодых режиссеров, с кем мне посчастливилось работать. До этого были Уэс Андерсон, Спайк Джонс, Руперт Уайатт, Дагюр Каури. Мне везет с начинающими режиссерами. И Андре продолжает эту традицию. Он великолепный кинематографист, невероятный кино-гений, просто прекрасно проработал этот материал."
При общении с ним сталкивались ли вы с проблемой языкового барьера? (Андре Овредал родом из Норвегии и не является носителем английского языка – прим. ред.)
Брайан Кокс: "Нет, он свободно владеет английским. К тому же он не делает раскадровку… Что удивительно, так как такой фильм, как «Демон внутри», выстраивается, прежде всего, на визуальных образах. Андре все держит в голове. Он идет от отношений между актерами, все время наблюдает за ними, детально отслеживает происходящее. Мы с Эмилем играем в "Демоне" отца и сына, работающих патологоанатомами. Это их семейное дело. Он (Андре Овредал – прим. ред.) наблюдал за отношениями отца и сына, которые переживают смерть матери, совершившей суицид. Данная предыстория объясняет отношения героев. С Эмилем было очень легко работать. В нашей команде царили взаимопонимание и гармония".
Пытаясь проанализировать такие фильмы, я замечаю, что по большей части оккультизм или вселение демонов происходит с женщинами, а не с мужичинами. Как вы думаете – почему?
Брайан Кокс: "Мм… Потому что мужчины скучные (смеется). Вообще, я думаю, это классическая схема. Это относится и к истории, которую я ставил много-много лет назад в Москве, - «Суровое испытание» Артура Миллера. Или "Салемские колдуньи", как вы ее называете ("Салемские колдуньи" – спектакль, поставленный Брайаном Коксом во МХАТе в 1988 по пьесе Артура Миллера "Суровое испытание" – прим. ред.).
Это реальная история, произошедшая в Салеме. Она повествует о молодых женщинах, которые проходят через тяжелый этап своей жизни. Он доводит их практически до одержимости… как ведьм, хотя они ими и не являются. Они просто женщины на грани истерики, переживающие сложные времена. Такая вот любопытная мистика, как правило, ассоциируется с молодыми женщинами или девушками в стадии полового созревания. Мне, вообще-то, самому довелось столкнуться с подобным в молодости. Я был начинающим актером и работал в Эдинбурге в районе Стокбридж. Я жил в очень старом доме с резными дверями. Как-то вернулся домой, лежал в своей кровати. В комнате стоял стул. И вдруг он начал двигаться. «Что происходит?» - подумал я. Стул продвинулся через всю комнату прямо на моих глазах, затем приблизился и остановился у моей кровати. Я сразу же натянул простыни и быстро заснул.
Проснувшись на следующее утро, я заметил царапины на полу. Стул был все еще у моей кровати. Поговаривали, что все это из-за семьи по соседству, в которой жили четыре дочери. Я ни во что подобное не верю. Не знаю, почему и как это произошло. Мне кажется, представление о том, что женщины по природе своей склонны к одержимости, бытует с древности. Я также думаю, что женщины с физической точки зрения намного сложнее мужчин. По сути своей, мы примитивные машины. В женщинах же больше возвышенности."
Также вы много раз играли русских – Троцкого, Кутузова и некоторых других. В чем секрет – почему так много режиссеров видят в вас русский дух? Может быть, это как-то связано с тем, что вы часто посещаете российские театры, и у вас здесь много друзей?
Брайан Кокс: "Так случилось, что моей первой ролью в кино был Троцкий. Понятия не имею – почему. Великий Сэм Шпигель продюсировал фильм "Николай и Александра". Он пригласил меня на пробы. Когда я пришел на последнюю встречу, он спросил меня: "Что ты здесь делаешь? Почему ты здесь?". И я сказал: "Ну, вы мне позвонили, и вот я здесь". На что он ответил: "Да, но нам с тобой и так все понятно. Ты в фильме". Я сказал: "Да, но, мистер Шпигель, я прослушивался на роль Керенского..." Я хотел знать, какая же роль мне в итоге досталась. Он сказал: "Керенский-Троцкий… Ты в фильме" (смеется).
Это было моим билетом в кино, в большое кино с большим продюсером. Однако я думаю, что у меня очень любопытная связь с Россией. Недавно я приезжал к вам, когда работал над документальным фильмом Brian Cox`s Russia (Фильм, снятый по заказу BBC Scotland, ожидает выхода в 2017 году – прим. ред.). История повествует о российско-шотландских связях. Изначально идея строилась на воссоединении с моими московскими студентами: Ириной Апексимовой, Валерием Николаевым, Владимиром Машковым.
Тридцать лет назад они все были моими студентами. В общем, это послужило своего рода зацепкой для проекта. Но были также и другие предпосылки. Например, все те удивительные шотландцы, которые приезжали в Россию.
Вы знали, что одним из самых влиятельных людей в ранние годы правления Петра Великого был Патрик Гордон? Он был генералом русской армии и определял тактику ее действий. Также он основал в Москве Католическую церковь, о которой я ничего до этого не слышал. Знали ли вы, что предками Лермонтова были МакДаффы? (Клан Макдафф – один из кланов равнинной части Шотландии – прим. ред.) Он же Лермонт – это шотландская фамилия. Его семья родом из Шотландии. Затем шотландская фамилия Лермонт трансформировалась в Лермонтов. Лермонтов писал в своих стихотворениях о Шотландском нагорье. Один русский из 600 человек имеет шотландские корни. Это может показаться странным… В общем, конечно, я чувствую очень сильную связь".
Хотелось бы спросить об еще одном вашем персонаже - о Ганнибале Лектере. Все помнят Энтони Хопкинса. При этом вы были первым Ганнибалом. Не обидно ли вам из-за этого?
Брайан Кокс: "Нет, такова жизнь. Я просто двигался дальше. Мы с Энтони Хопкинсом старые знакомые. Вы знаете, мы работали вместе на фильме "РЭД 2". Смеялись дни напролет, но никогда не упоминали Ганнибала Лектера. Ни разу. Понимаете, теперь это городская байка, часть истории. Единственное, что меня возмущает, – это то, что он получил деньги, а я нет (смеется)".
Следующий вопрос о влиянии Голливуда на национальный (в частности, британский) кинематограф. Как сохранить «национальность» кинематографа, когда так много режиссеров и продюсеров хотят снимать фильмы для мировой аудитории?
Брайан Кокс: "Об этом можно долго говорить. Я считаю, кино по сути своей – это продукт эгалитарной культуры. Причем относительно новый продукт: ведь развитие киноиндустрии берет своё начало в ХХ веке. Посмотрите на американские фильмы, на истории, которые лежат в их основе: фильмы про гангстеров, комедии… Спектр кино достаточно широк. Театр же является феодальным искусством, пришедшим к нам из древних империй и царств. Хотя для России в период Советского Союза все меняется.
Вы всегда гениальным образом могли рассказать классические истории. По моему мнению, лучший "Гамлет" – русский "Гамлет" Козинцева (советский художественный фильм «Гамлет», поставленный в 1964 году режиссером Григорием Козинцевым – прим. ред.). Гамлета великолепно сыграл Смоктуновский. У вас можно поучиться тому, как вы ставите классику. Многое можно почерпнуть и из вашей истории. Я, например, считаю, что кто-то в России должен снять телевизионный сериал о таких личностях, как Ленин, Сталин и Троцкий. Что же касается проблемы тотальной американизации, которая накрыла всю киноиндустрию, то американцы просто умеют снимать великолепные истории. Поверьте, будучи молодым, я смотрел только американское кино и никогда не смотрел британское. Конечно, британские кинематографисты также снимают много прекрасных историй.
Однако сегодня многое зависит от продюсеров, особенно от крупных киностудий, которые забирают все кино себе. Так, у них есть, например, "Бэтмен против Супермена". Они делят его на пять частей, и все в итоге дерутся за то, чтобы заполучить свою долю в одном из фильмов. Это нужно прекратить, потому что аудитория уже сыта по горло. Она хочет больше разнообразия. Именно поэтому так важны фестивали – они дают возможность увидеть национальное кино в его самом чистом виде".
Что такое чистое кино?
Брайан Кокс: "О, Боже. Это большой вопрос. Потребовалось бы много времени, чтобы ответить на него. Чистое кино – это народное кино."