Все-таки некоторым режиссерам на роду написано снимать исключительно малобюджетное кино, так как любые их попытки проникнуть в высшую лигу, где стоимость может достигать десятков, а то и сотен миллионов долларов, чреваты не столько даже финансовым, сколько творческим крахом. Явным представителем этого класса постановщиков является М. Найт Шьямалан, который после пары крайне неудачных экспериментов с бюджетами больше 100 миллионов долларов вернулся к привычному для него ценнику. Вернулся очень удачно. Его последний фильм "Сплит" хоть и не стал откровением, но оказался вполне себе крепким триллером с восхитительным финалом.
Сюжет "Сплита" зачем-то был раскрыт с самого начала. В мозгу главного героя уживаются сразу 23 личности, которые борются друг с другом за контроль над его телом. Все они находятся в ожидании прихода некоего Зверя, ради умиротворения которого необходимо похитить несколько девушек. Работающая с главным героем психиатр, не имеющая представления о готовящемся жертвоприношении, пытается убедить его, что Зверь - это лишь плод воображения и попытка подавить воспоминания об ужасном детстве. Все, что происходит дальше, вполне предсказуемо, за исключением лишь некоторых сюжетных поворотов.
О чем, собственно, фильм? О непостижимых, как вселенная, глубинах человеческого мозга, о катастрофических последствиях детских травм, о силе воли, и о зыбкости грани, отделяющей нормальность, (во всяком случае то состояние психики, которое принято считать таковой), от ненормальности. Что, если расщепление личности - это и есть путь к полному раскрытию потенциала нашего мозга? Что, если мы, "нормальные", - уже отработанный эволюцией материал? Ведь когда-то именно аномальное развитие мозга превратило примата в человека.
Задача для кинематографиста любого ранга весьма нетривиальная. М. Найт Шьямалан справляется с ней на твердую четверку. Временами он словно не договаривает что-то. За бойким развитием сцены следует не слишком уверенный финал, как будто рассказчик сам испугался своих выводов. В итоге заявленная изначально психологическая драма все быстрее мигрирует в сторону довольно простенького триллера о противостоянии жертвы и маньяка.
В немалой степени этому способствуют довольно невнятные партии второстепенных героев. Их нелогичные поступки и не очевидные мотивации разрывают тонкую паутину глубокомысленных размышлений, апеллируя больше к производящим адреналин надпочечникам. В итоге ни один из героев не вызывает настоящей эмпатии, и даже развязка кажется надуманной.
Что касается актерских работ, то "Сплит" - это, конечно, моноспектакль Джеймса МакЭвоя. И, если в начале искушенный зритель может почувствовать некоторое разочарование, так встречал и более впечатляющие образы психически больных персонажей, то под конец МакЭвой дает такого "жара", от которого, кажется, начинает плавиться экран. Неплохо справляется со своей ролью испуганной лани и восходящая звезда Аня Тейлор-Джой, наверняка запомнившаяся зрителям еще в драме "Ведьма". Но ее героиня слишком проста для столь сложного контекста.
"Сплит" - это, конечно, не "Шестое чувство", совсем не "Знаки" и вовсе не ""Таинственный лес", но М. Найт Шьямалан явно движется в правильном для него направлении. А уж финальная сцена - это такая мощная заявка на возможное развитие истории, что любая из голливудских студий должна прямо завтра прийти к режиссеру с отрытым чеком, предложив ему самому вписать туда нужную цифру.
Автор: Andrew