Завораживающий поезд - это метафора кинематографа. Сегодня он может вызывать не только канонический первобытный страх, но и счастье, ненависть, радость, разочарование, кризализм и либеросис. Главное по-прежнему одно - чтобы эмоция неслась на зрителя. "Лунный свет" очаровал академиков: фильм претендует на "Оскар" аж в 8 номинациях. Это можно связать с прошлогодним скандалом из-за отсутствия афроамериканцев в списке кандидатов в актёрских категориях. Других причин нет: поезд прибывал, но так и не прибыл.
Картина основана на пьесе драматурга Таррена Элвина МакКрейни, а также на жизни самого режиссера Барри Дженкинса, чья мать страдала от наркотической зависимости. Фильм представляет собой триптих, замахнувшись на временную перспективу: в каждом из этапов показан главный герой афроамериканец Широн – сначала мальчик, затем юноша и в последней части мужчина. По словам Дженкинса, они сильно рисковали, снимая трех разных по возрасту героев, потому что боялись потерять аудиторию. Однако дело вовсе не в актерах: они отработали профессионально.
Вопросы вызывает драматургия фильма - луна постоянно исчезает за плотными тучами, не предлагая зрителю ничего. Дженкинс хорошо начинает, достаточно интересно вводит мальчика в повествование. На первых кадрах мы видим торговцев дурью, тусующихся на дороге. Камера облетает их, вызывая головокружение, затем зритель с волнением видит со спины несущегося мальчишку, забегающего в заброшенное здание – в окна летит все, что попало: сверстники ненавидят парня. Худое тело, измученный взгляд- таких малышей мы видим каждый год на фотовыставке World Press Photo, остальное дорисовать легко: мать-наркоманка, звери-одноклассники, и очень скоро ярко красная кровь на темном лице мальчика.
Появляется и волшебник, только не совсем обычный - торгует наркотиками, но относится к Широну как к сыну. Именно Хуан (Махершала Али) помогает мальчику принять себя, когда тот признается во влечении к мужчинам. Сцена, где Хуан учит Широна держаться в океане волшебного цвета, заботливо держит его за тонкие ручки, как настоящий отец,- снята классно. Именно классно. По-мужски. Круто. Вода здесь выступает как нечто метафизически связывающее героев. Однако затем вместе с персонажами мы выходим из воды и мерзнем до конца фильма. Сюжет дальше словно читает унылый пономарь. Сделать из шикарной фактуры Флориды такую пресную картину – преступление бОльшее, чем продажа крека на углу. Но есть и хорошие новости: "Лунный свет" снят талантливо.
Оператор Джеймс Лекстон, работающий на картине, использовал анаморфотную оптику, чтобы показать изоляцию героя. По словам Лекстона, такой тип линз используют для съёмок блокбастеров: "Звездных войн", "Стартрека", то есть для "больших" историй с "большими" раздумиями, а именно такова картина «Лунный свет», по его словам. Помимо визуального ряда стоит отметить и музыкальный: он отличается от того, который обычно звучит в донгах с отменным сабом. Это мелодии внутреннего мира, еле улавливаемые, звучащие под кожей любого цвета.
"Лунный свет" - это намек на постоянную рефлексию, уход от флоридского раскаленного солнца в тень к матери: именно луна является архетипом женщины, дарующей ребёнку жизнь. На лице Широна часто появляется синеватый лунный свет – герой взрослеет, но блик никуда не уходит с его щеки. Он "поднялся", никто больше не называет его тряпкой, но он до сих пор ждет нежного прикосновения лунного света – своей матери. Может, и не зря номинировали?
Автор: Анна Каунис