В 2010 году Х.А. Байона снимает фильм «Невозможное» -картину о землетрясении в Индийском океане – и получает премию "Гойя" за лучшую режиссуру. В 2016 году испанский режиссер снова обращается к теме стихии, но уже той, которая бьется внутри нас, и в новом произведении "Голос монстра" способен услышать каждый.
Сценарий написан Патриком Нессом на основе одноименного романа 2011 года. Первые линии картины достаточно жирные, хорошо прорисованные и осязаемые: хмурого мальчика-изгоя Конора 12 лет (Льюис МакДугалл) поколачивают в школе, дома он заботится о тяжело болеющей маме (Фелисити Джонс) , а приезд бабушки совсем не облегчает жизни (хотя играет её замечательная Сигурни Уивер). В какой-то момент "система" мальчишки дает спасительный сбой, и к нему в окно заглядывает тисовое дерево, которое рассказывает три истории, сделанных в виде анимации.
Над созданием дерева под руководством Эухенио Кабальеро работали около 30 художников, 4 инженера-гидравлика, а также иллюстратор Джим Кей. Рост монстра составил около 12 метров, шея была выполнена из гидравлической конструкции, а остальные части из строительной пены. Монстра сыграл Лиам Нисон с помощью технологии perfomance capture, но, возможно, особо чувствительные phantasy addicts смогут угадать в тисовых морщинах самого Нисона. Однако это не единственный увлекательный момент: после трех историй монстр требует от Конора четвертую - ту, которую мальчик прячет очень глубоко под своей кроной.
Здесь линия фильма постепенно начинает утончаться, схематичные, давно знакомые герои обретают объем и фильм готов уже апеллировать к другой возрастной категории. Из головокружительной черной пропасти на зрителей поменьше и побольше смотрит нечто пострашнее огромного дерева – метафизическая пустота. Отчаянная живопись начинает шевелиться под аккуратной формой Коннора. Регулярный, строго выстроенный мир школы и больницы противостоит грустному мальчику с живым сердцем.
Оператор фильма Оскар Фаура сумел всмотреться в материал и передать его глубину и противоречие: верхние ракурсы, которые он выбирает, вовсе не развлекают красивым изображением, они позволяют увидеть маленького Конора, висящего на краю, отпускающего свой страх. Цветовая гамма фильма сдержана, иногда мрачновата – Конору некогда любоваться солнечным окружающим миром, да и не хочется, поэтому он рисует свой. В фильме вообще много фотографий и нарисованного - остановленных мгновений, желания замедлить время, чтобы побыть с теми, кто дорог. "Еще пять минут", - просит маму Конор.
Кто-то вспомнит, что уже бегал в похожем лабиринте дель Торо, но "Голос монстра" тоже не так прост: фильм заставляет бродить по закоулкам, сталкиваясь с самим собой. Несомненно, картина обладает суггестивностью, касаясь зрителя ветками. В Испании у фильма уже 12 номинаций на премию "Гойя". К финалу картина набирает обороты, погружает в глубокую фазу сна, а потом аккуратно выводит, оставляя наедине с едва уловимой музыкой. Голос монстра стих, но он пообещал быть рядом.
Автор: Anna Kaunis