Сериал "Шерлок" мертв окончательно и бесповоротно. Во всяком случае, такое впечатление сложилось после просмотра первой серии четвертого сезона. То, что однажды было воспринято телезрителями как некое откровение, новое слово в бесчисленной череде экранизаций произведений сэра Артура Конан Дойла, превратилось в заурядную мелодраму с мудреным сюжетом и совершенно сбитым прицелом. Теперь это уже не история знаменитого сыщика с Бейкер стрит, а рассказ о семейном докторе и няньке Ватсонов.
Была слабая надежда, что после кошмарного предыдущего сезона и спецвыпуска "Омерзительная невеста" создатели сериала сделают какую-то работу над ошибками и смогут выбраться из стилистических дебрей на тропу, проложенную самим создателем Холмса, то есть предложат зрителям интерпретацию одного из дел сыщика. И, вроде бы, все начинается именно с этого, точнее с рассказа "Шесть Наполеонов", в котором Холмс занимается поисками странного преступника, крушащего гипсовые бюсты французского императора. И даже одержимость Холмса вроде бы умершим Джеймсом Мориарти не кажется такой уже притянутой за уши, так как на возможное воскрешение главного противника сыщика намекали еще в предыдущем сезоне.
Но затем все скатывается в какую-то немыслимую для образа Холмса мелодраму. Все эти клятвы защитить семью Ватсона, не совсем внятные отношения с супругой друга, к чему все это? Какую смысловую нагрузку несут эти элементы в контексте всего проекта? Следовать модной тенденции увеличения значения женщин? А как вам "Знака четырех", события которого начинаются в Грузии? В литературном первоисточнике камнем преткновение становится сокровище, обретенное ключевыми персонажами в Индии, являвшейся тогда британской колонией. Понятно, что для подавляющего большинства британцев постсоветская Грузия - это еще большая Terra Incognita, чем была Индия для современников Холмса, но колоритные бородачи, похищающие послов, это что-то из антисоветских фильмов образца 70-х. Столь же странно выглядят и бюсты Маргарет Тэтчер, которые по какой-то неведомой причине ваяются там же, теми же бородачами.
К слову, попытка авторов "Шерлока" обыграть известную неосведомленность Шерлока Холмса о самых элементарных вещах в пилотной серии нового сезона оказалась абсолютно топорной. Если незнание строения Солнечной системы сыщику было вполне простительно, так как не имело никакого отношения к его профессии, то уж знание политических реалий своей страны совершенно обязательно. Тем более, что брат Шерлока Майкрофт имеет к правительству Великобритании самое непосредственное отношение. Поэтому Холмс, не имеющий представления о том, кто такая баронесса Тэтчер, выглядит предельно странно.
Ну, а финальная сцена в окружении акул - это такой набор кинематографических штампов, что прям, вот, моветон в духе индийских боевиков. Остается надеяться, что в следующих сериях "Шерлок" все же покажет зрителям, что его популярность основывается не только на оригинальной стилистике, движущая сила которой уже, совершенно очевидно, себя исчерпала, и мы вновь погрузимся в запутанную детективную историю, а не в семейные дрязги.
Автор: brune