Откровенно говоря, перед просмотром фильма "Изгой-Один: Звездные войны. Истории" у автора этих строк были некоторые опасения, вызванные не слишком впечатляющей историей, которая была предложена зрителям седьмого эпизода саги. Но все сомнения оказались напрасными. "Изгой" по многим параметрам совершенно отличается от номерных эпизодов, но все же это наиболее близкий к самому понятию "Звездные войны" фильм, возможно, с момента ответного удара Империи.
Как стало известно за некоторое время до премьеры, саму идею создания фильмов серии, которые должны быть сосредоточены не на членах семейства Скайуокеров, а на второстепенных сюжетных линиях, переплетающихся с основной, вынашивал еще Джордж Лукас. Но отцу-основателю так и не довелось реализовать эти планы, и, быть может, оно и к лучшему. Здесь требовались не только ресурсы, которых у Лукаса, привыкшего обходиться своими средствами, просто не было, но и совершенно иной подход, новый взгляд, если хотите.
И такой взгляд студия Lucasfilm, перешедшая в собственность Walt Disney, нашла у Гарета Эдвардса, в активе которого было ровно два фильма: один независимый и один студийный. Причем, последний хоть и принес снявшей его студии Legendary прибыль, но вызвал совсем неоднозначную реакцию как зрителей, так и критиков. Было ли назначение Эдвардса рискованным предприятием для новых владельцев "Звездных войн"? Несомненно. Оказалось ли оно оправданным? В полной мере.
Первая треть "Изгоя" - это такой "классический Эдвардс", если в случае с фактически только вышедшим на большой голливудский тракт режиссером вообще применимо такое понятие. Действие развивается достаточно медленно, и порою кажется, что постановщику слегка неуютно в обществе людей, куда увереннее он ощущает себя, когда приходится иметь дело с невообразимыми монстрами, коих во вселенной "Звездных войн" предостаточно. Некоторые мизансцены несколько противоречат жанру картины, который с самого начала описывался как "военный боевик", некоторые из них напоминают наивные представления о научной фантастике 70-х. Однако в последнем случае не исключено, что это такой режиссерский прием, подтверждающий прямую связь проекта с эпохой, в которую "Звездные войны", собственно, и появились на свет.
Правда, все это с лихвой окупается прямыми ссылками на первоисточник, некоторые из которых будут понятны абсолютно всем зрителям, иные приведут в восторг лишь истинных ценителей. Да простят меня создатели "Изгоя" и потенциальные зрители за этот маленький спойлер, но какой же там прекрасный Гранд-мофф Таркин! Как им это удалось? С помощью каких манипуляций с гримом и спецэффектами?! Уилхафф Таркин в "Изгое" не просто расплывчатый образ, флэшбэк ради флэшбэка и заигрывания с фанбазой, он один из ключевых персонажей!
А потом вдруг словно кто-то включает форсаж, и "Изгой" стартует с такой скоростью, словно у проекта не просто сменилась концепция, но и весь командный состав. Ночная атака истребителей X-Wing на базу Империи под проливным дождем, топчущие тропические джунгли шагоходы AT-AT, головокружительные схватки в космическом пространстве, причем, некоторые с видом от первого лица. И, конечно, Вейдер!
Друзья, все, что вы видели раньше про Вейдера, точнее про связанную с ним боевую хореографию... словом, забудьте. 30 секундная схватка владыки с повстанцами в тесных коридорах космического корабля - это чистый адреналин, который бьет из надпочечников прямо в мозг поклонника "Звездных войн", растворяя его до состояния киселя. Вейдер больше не ходит величаво, раздавая команды, он крушит, ломает и режет своим красным клинком со скоростью циркулярной пилы. Да и вообще, само появление... впрочем, это уже будет слишком жирный спойлер.
Что же касается актерских работ, то это, конечно, Фелисити Джонс,у которой получился гораздо более яркий образ, чем у Дэйзи Ридли в седьмом эпизоде, и Диего Луна, сыгравший совсем неоднозначного разведчика Альянса Кассиана Андора. Свое место в сердцах зрителей займет и робот K-2SO, роль которого исполнил за кадром Алан Тьюдик. На его долю приходится не только львиная доля шуток картины, но и несколько весьма трогательных моментов. Очень интересный герой получился у Донни Ена. Причем его значение для сюжета совсем не исчерпывается умением Ена демонстрировать приемы восточных единоборств, как могло показаться из трейлеров.Только посмотрев фильм, вы поймете, о чем речь. Привычно хороши Мадс Миккельсен и Бен Мендельсон, чуть менее заметны Форест Уитакер и Риз Ахмед. Последние лишь в силу того, что у их героев не оказалось достаточно экранного времени.
О спецэффектах рассуждать даже как-то странно, все-таки это "Звездные войны", и этим все сказано. Отмечу лишь несколько интересных новшеств, касающихся оборонных систем Империи, но они имеют значение для сюжета, поэтому подробного описания не стоит ждать.
Как это ни странно, самым слабым элементом "Изгоя" оказался саундтрек. То есть знакомые мелодии периодически звучат, но вот запоминающегося произведения по мотивам классики Майклу Джаккино создать не удалось.
И, подводя итоги. "Изгой" - это очень удачное начало линейки спин-оффов "Звездных войн". Не без огрехов в мелочах, но цельное и захватывающее произведение, опирающееся на знакомые всем образы, но не паразитирующее на прошлом, а нацеленное в будущее. И да, лучше смотреть фильм в 3D. IMAX желателен, но совсем не обязателен.
Автор: Andrew