Чистый душой и красивый лицом и телом юноша Дориан Грей приезжает в Лондон после смерти деда, унаследовав его дом и состояние. В Лондоне он попадает под влияние порочного циника лорда Генри, который учит его, что жить стоит лишь ради удовольствия, а единственные ценности - молодость и красота. Приятель-художник Бэзил пишет удивительно точный и живой портрет Дориана - и дьявольским образом сбывается мечта юноши о вечной жизни: время и следы страстей оставляют свою печать не на нем, а на портрете. В Англии по заказу министерства культуры экранизировали самый известный роман Оскара Уайльда - с червями, расчлененкой и взрывом.
Режиссер очередной (в числе полутора десятка других) экранизации "Дориана Грея" Оливер Паркер больше знаменит как актер, а не как режиссер, и со своей внешностью сам бы мог сыграть Дориана, будь он помоложе. Экранизация получилась средняя, вроде шахназаровской "Палаты № 6" - и так же вольно обошедшаяся с первоисточником при обильном и точном его цитировании.
Вся ценность фильма - в звучащем в нем тексте Оскара Уайльда: герои сыплют афоризмами, воздавая дань классику, но цельного произведения не получается. Повествование механистично следует от события А к событию Б, не пытаясь как-то вдохнуть жизни в сцены и сделать их естественными. Сцены порой очень короткие (особенно порочные), обрывочные - режиссер словно старается быстрее "промотать" всем известную завязку романа и гонит события галопом.
Вся история с актрисой Сибил Вэйн, к примеру, в фильме занимает от силы минут десять. Лишь в последней четверти возникает сколько-нибудь интересный конфликт: состарившийся душой, но внешне юный Грей влюбляется в повзрослевшую дочь лорда Генри, а тот пытается уберечь ее.
Вообще, из-за рваного темпа новый "Дориан Грей" вызывает ощущение, как от российского фильма "Адмиралъ", - словно снимался телевизионный сериал на десяток серий, который потом неуклюже порезали и слепили полнометражную версию.
Основная ставка сделана на Бена Барнса - его красивое лицо, роскошная шевелюра и порочный взгляд должны покорить сердца зрительниц. Барнс старается играть - мелодраматически, с надрывом - но он не в состоянии удерживать на себе внимание зала; поэтому фокус то и дело смещается на Колина Ферта, исполнившего лорда Генри, или на Ребекку Холл (Вики из "Вики Кристины Барселоны").
Дуэт Барнса с Фертом перекочевал в картину из отличного фильма "Легкое поведение", которым создатели "Дориана Грея" очевидно вдохновлялись. А Ребекка Холл так ярко и талантливо сыграла дочь лорда Генри, что она неожиданно получилась самой запоминающейся героиней в экранизации.
История Дориана Грея, "переосмысленная" сценаристом, в определенные моменты удивительно напоминает "восхождение" гениального маньяка Ганнибала Лектера. (Кстати, в роли Грея прекрасно бы смотрелся красавец и талант Гаспар Улье.) Забыв про центральную тему романа - роль искусства - киноделы превратили вечную жизнь Дориана Грея в скучную погоню за чувственными ощущениями. Он соблазняет великосветских дам, их дочек, переходит к оргиям и садомазохистским радостям (которые показывают так куце, что уж лучше бы не). Но великая пустота и бессмысленность происходящего преследует его (и зрителей) весь фильм.
Каков нестареющий носитель - таково и бессмертие. Дориан Грей в фильме изображен глупцом, фригидным к умственным и творческим радостям, и его вечность - дура. Даже если б он прожил несколько веков, вряд ли что-то существенно бы изменилось. И весь скучный и рваный фильм "Дориан Грей", в общем-то, о том, что для некоторых пирамида Маслоу всего двух или трехэтажная - и это врожденное. Если духовных потребностей не было в начале, они не появятся и в конце - как бы далеко от начала он ни случился.
Автор: Дмитрий "Римайер" Жигалов