Пылкий юноша Джеймс Рис из американского посольства в Париже совмещает канцелярию и мелкую помощь разведслужбе, мечтая стать настоящим шпионом. Однажды в Париж прибывает настоящий шпион Чарли Вакс, и Джеймсу поручают его сопровождать. Едва покинув аэропорт, Вакс начинает с размахом громить террористов, не стесняясь в средствах - заставляя Риса усомниться, достаточно ли он крут для секретного агента. Пьер Морель, чья "Заложница" - фильм-таран - два года назад задвинула всех, снял новый грубо развлекательный и тонко ироничный экшен "Из Парижа с любовью".
Пьер Морель переквалифицировался в режиссеры сравнительно недавно - а до этого постоял за камерой на таких проектах, как "Перевозчик" и "Дэнни - цепной пес". Набив на них, так сказать, руку в съемках славного мордобоя и бешеного экшена, Морель знает, как сделать нам красиво - и третий фильм у него выходит горячим пирожком на зависть коллегам по цеху.
Беспримерная "Заложница" по впечатлениям у зрителей и в прокате показала себя как молот Тора - и новый фильм "Из Парижа с любовью" не уступает ей по уровню злого экшена. Джон Траволта (заново сыгравший здесь шпиона из фильма "Пароль "Рыба-меч" Доминика Сены - одетого байкером) брутальным карлсоном носится по Парижу, избивая и расстреливая всех, кто встает с оружием на его пути. Джонатан Риз Мейерс (обаятельный подлец из "Матч-Поинта") по сюжету полфильма ходит за ним "юношей со взором горящим", таская вазу, наполненную кокаином.
Экшен, как и во всех работах Мореля - режиссерских и операторских - на очень высоком уровне. Харизматичный Траволта жжет напалмом, нюхает кокс на Эйфелевой башне и палит из всех стволов - никто не уйдет обиженным: от экрана невозможно оторваться. Рис-Майерс пытается играть, но ему постоянно мешает адский грохот выстрелов и взрывов в кадре.
Небольшой минус - у Мореля экшен довольно сумбурный: ощутимо недостает общих планов и эффектных кадров - все слишком крупно и быстро, не всегда успеваешь словить визионерский кайф.
Минус более значительный - скользкая тема про чернобровые народы, наводнившие европейский юг, сработавшая в "Заложнице", в новом фильме Мореля докручена явно не в ту сторону. В "Заложнице" герой Лайама Нисана спасал дочь - и его праведное возмущение зажигало зал, по которому катился вздох удовлетворения, когда очередному албанцу втыкали в ноги гвозди. "Из Парижа с любовью" сделан с тем же националистическим уклоном, заносчиво неполиткорректным (герои там полфильма убивают китайцев, а оставшееся время убивают пакистанцев) - но интрига в нем отчетливо комедийная и никакого кипучего гнева не вызывает. А после "неожиданного финала" (цитата из синопсиса) главные герои "Из Парижа..." начинают казаться неприятней убитых пакистанцев.
Вообще, комедийный тон не идет Морелю: ему ощутимо нравится снимать злой экшен, накручивая ярость зрителей до сжатых кулаков и бурлящей агрессии - балансируя на грани наигранности в нагнетаемой интриге. А смех расслабляет – в забавных обстоятельствах выжимаемый Морелем градус злобы оборачивается ощущением искусственности действия. Поэтому "Из Парижа с любовью" кажется пустой развлекательной стрелялкой-убивалкой - серьезно относиться к происходящему на экране невозможно.
Вместе с тем этот боевик-комедия вне всяких рамок - смешать, но не взбалтывать - приятно удивляет кинематографической иронией. Название фильма даром что перекликается с названием серии бондиады "Из России с любовью" - Морель подспудно посмеивается над перезапущенной в "реалистичном ключе" Бонд-франшизой и шлет приветы еще ряду ярких классических кинолент.
Традиционно шпионы, которых раньше звали рыцарями кинжала и плаща, действовали незаметно, без шума и пыли - пока развлекательно-несерьезный Джеймс Бонд не задал новый стандарт секретного агента: эффектного, неуязвимого, то и дело спасающего от мегазлодеев мир. Теперь Бонд перезапущен "реалистично" - но концепция агента с двумя нулями не поменялась: он скорее громила, а не шпион. "Из Парижа с любовью" тонко иронизирует как раз на эту тему, показывая мечту молодого клерка из посольства - и то, во что современный мир превратил эту мечту.
В новом фильме Мореля вообще многое перекликается с настоящей яркой киноклассикой. Шахматная партия во вступительной сцене - отсыл к все той же серии бондиады, название которой обыгрывает "Из Парижа с любовью". Забавная слабость героя Траволты к бургерам "Ройял де Чиз" - напоминание о диалоге сыгранного Траволтой же Винсента с Джулсом в "Криминальном чтиве" про то, как чизбургер называют в Амстердаме.
В целом "Из Парижа с любовью" - приятное, захватывающее и бодрое кино на один раз: одобрительно хмыкнуть на крутой экшен и выходки Траволты да посмеяться над шутками. Все равно что энергетик с похмелья: кайф пока пьешь, но потом сразу забываешь.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов