Только раз в жизни бывают такие истории, честные, теплые, уютные как сочетание пледа и горячего шоколада, которые сужают барьер, будь то страницы книги или экран кинотеатра, между зрителем и персонажем до неуловимой тонкости. Такие истории сложно именовать сюжетами, их неудобно разбирать по частям, как какой-нибудь холодный кусок механизма. Они позволяют броситься в созданный мир словно в бескрайний океан, руководствуясь лишь собственной смелостью и верой в героев, которых мгновенно почитаешь за близких друзей. Такие истории не смотришь, а проживаешь всей душой, всем сердцем, с улыбкой чистого детского удовольствия, растянутой от уха до уха. “Фантастические твари и где они обитают” - принципиально новое творение Дж. К. Роулинг, другая эпоха магов, чародеев и удивительных существ, в которой никто еще знать не знает о мальчике, который выжил – насыщена духом именно таких приключений. Приключений, которые остаются с тобой на всю жизнь.
Пускай технически это предыстория “Гарри Поттера”, "Фантастические твари и где они обитают" написаны совсем другими красками, сочетающими светлость одних моментов с мрачностью других, но никогда не изменяющими одному элементарному правилу: сохранить магию в каждой детали и каждом кадре и подарить то чувство чуда, столько редко встречающееся в нашем чересчур современном мире. Связывают фильм со всеми предыдущими редкие отсылки, не являющиеся для сюжета фильма ничем особенно существенным. Отличается и тональность картины, ведь “Гарри Поттер” шагал в абсолютно другом направлении к концу своей саги, стремясь к исключительному реализму. Наиболее показательный пример тому – безмолвная погоня по лесу в седьмом фильме. Однако “Фантастические твари” окутаны совершенно другими ощущениями и чувствами. Это совершенно определенно ненастоящий мир, выстроенный в фантастических декорациях, которые не воспринимаешь за реальность, иллюзорный, преувеличенный, и тем не менее смотрящийся больше как старинные фильмы, чем как телевизионный спектакль.
Дэвид Йэтс не наврал в интервью, заявив о своем новом подходе к созданному Дж.К. Роулинг миру. В движениях его камеры появилась невиданная прежде легкость, любопытство, выражающее попытку заглянуть за волшебный занавес, начерченный палочками, чтоб отгородить от магии маглов, или номэджев, как их оказывается называют в Америке – даже тут Роулинг умудрилась ловко проехаться по абсолютной смехотворности различий двух языков и подмигнуть тем, кому приходилось сталкиваться с этой проблемой в реальной жизни. Йэтс изменил своей прошлой драматичности в угоду настоящей сказочности, не лишенной тем не менее трогательной эмоциональности и жестокости, призванной обратить зрительское внимание на суровость жизни и многочисленность проблем нашего мира, требующих вмешательства и изменения. Как все лучшие сказки, “Фантастические твари” отдают должное злодеям, таким же притягательным и разноплановым, как и герои. Поэтому “Фантастические твари” получились почти идеальным блокбастером, смешным, очаровательным, захватывающим, немножко грустным, чуточку страшным и положительно магическим.
С самого начала правит балом здесь Дж. К. Роулинг и ее потрясающее умение писать оригинальные, душевные истории, неважно воплощены ли они в книжном формате или в сценарном. Можно было бы ожидать, что с переходом в мир кино ее рассказы станут менее весомыми, ослабнут в плане сюжета, сбавят обороты, не станут более углубляться в детали, но Роулинг остается верна себе как никогда. “Фантастические твари” полон неожиданных поворотов сюжета, тайн и разгадок, погонь и схваток, глубоких мыслей и захватывающих идей. В нем нет ни секунды промедления. С самого момента прибытия Ньюта Скамандера в Нью-Йорк, действие начинает расти и развиваться часто в весьма непредсказуемых направлениях, стравливая разных героев и пересекая казалось бы совершенно разные сюжетные линии с мудрой расчетливостью. Роулинг не разбрасывается сценами напрасно, каждый диалог и каждая представленная деталь рано или поздно всплывает и помогает в развитии сюжета или персонажей.
Новичкам сложно составить значительную конкуренцию знакомым Гарри, Рону и Гермионе, но это новшество, что любое продолжение или в данном случае расширение вселенной обязательно должно соперничать с оригиналом, абсолютно возмутительно и глупо. Почему нельзя восхищаться героями такими какие они есть? Зачем стараться вовлечь их в перетягивание каната? Ведь Эдди Редмэйн, Кэтрин Уотерстон, Дэн Фоглер и Элисон Судол сыграли милых, храбрых, обаятельных персонажей и сделали это прекрасно и с изюминкой. Если что-то и можно поставить им в упрек, так это только тот факт, что предстают они неземными и какими-то оторванными от реалий, немного плавающими в облаках. Это добавляет им пленительности, но не позволяет воспринимать их всерьез. Они кажутся нереальными и исключительно воображаемыми, как мечты об идеальных людях.
С другой стороны, эти герои идеально вписываются в фантастический мир, где нет ничего нормального. Когда в чемодане помещается целый мир, а по городу парит невидимая тень, несущая разрушения и смерть, ко всему необычному начинаешь относиться спокойно, и даже некоторые плохо объясненные события воспринимаешь как должное.
Использование собственно тварей в фильме тоже вышло весьма органичным и последовательным. Некоторые были умилительны, другие устрашающи. Одни служили беспроигрышным источником приятного юмора (которого более чем достаточно), другие поводом для впечатляюще разнообразных экшен сцен, которые помогли динамичному развитию сюжета. Несмотря на то, что фильм так же продолжителен, как и его не помещающееся на билете название, скучать на нем попросту некогда. Роулинг находит что-то для каждого: кому-то понравятся звери и та часть история, которая связана непосредственно с ними, найдется уголок для любителей истории и политики, будет о чем спекулировать и горячим фанатам Гарри Поттера. Важно то, что фильм не чувствуется попыткой сорвать куш и умчаться в безоблачный закат. Видно усилие рассказать зрителям историю, полную и насыщенную, где витиеватости сюжета не променяны на потоп бездумной графики. В каком-то смысле, просмотр “Фантастических тварей” дарит тот же опыт, что и чтение книги. На выходе чувствуешь, что стал свидетелем длительного, изматывающего, но вознаграждающего за труды приключения.
Воплощение тварей на экране превзошло все мыслимые ожидания. Их много, каждый обладает уникальным дизайном, продуманным и мастерски сконструированным для максимальной функциональности не только в рамках конкретной истории, но и в условиях всего магического мира в целом. Как и в реальности, дикая жизнь существ из воображения Дж. К. Роулинг имеет цельное предназначение, благодаря чему сразу становится понятно, с чего Ньют Скамандер вдруг взялся держать их в своем чемодане.
Как и в саге о Поттере, самая невероятная магия скрывается в маленьких вещах, в крошечных деталях и дотошных "продуманностях". Она сверкает в визуальной окраске фильма. Посвистывает в нотах грандиозной и в то же время незаметной музыки Джеймса Ньютона Ховарда. Просвечивает сквозь детские глаза Эдди Редмэйна. “Фантастические звери и где они обитают” - это не просто блестящий старт нового путешествия в мир волшебства, но это еще и самодостаточная, основательная история, которая согревает душу и закрадывается в сердце, находя себе место по соседству с лучшими фильмами о Гарри Поттере.
Автор: OlegD