"Сегодня, хлопцы, за Родину помирать не треба, сегодня за Родину пожить треба". Эта фраза, произнесенная одним из главных героев фильма "28 панфиловцев", может служить исчерпывающим описанием сути и основного посыла картины, посвященной подвигу защитников Москвы в годы Великой Отечественной войны. И добавить к этому можно лишь, что проект, начинавшийся как "народный", а затем получивший поддержку на уровне министерств культуры сразу двух стран, - лучший фильм о войне за многие годы. Возможно, лучший за всю постсоветскую эпоху.
Фильмы о войне снимать невероятно трудно. Не только потому, что для этого требуется глубокое знание предмета, немалые средства и умение выстраивать сцены с обилием техники и пиротехнических эффектов в кадре. Требуется обладать особым тактом, чтобы суметь пройтись по тонкой грани отделяющей пафосную пустышку от трогательной истории ежесекундного самопожертвования в не представимых для подавляющего большинства зрителей условиях.
В последнее время мы, увы, неоднократно становились свидетелями, как подобные проекты объявлялись "великими" еще до выхода в прокат или же сваливались в откровенную попсу, жертвуя сюжетом и здравым смыслом в угоду рисованным калейдоскопическим картинкам. Ничего подобного с "28 панфиловцами" не происходит. Это очень земной и простой в хорошем смысле этого слова проект. Он совсем не о том, как "до последнего вздоха" или "ни шагу назад", хотя такие слова и звучат из уст командиров. Он о том, как горстка совершенно обычных мужиков, русских, казахов, украинцев, да, бог его знает, кого еще, честно сделали свое дело. И потому, что "велика Россия, а отступать некуда" и потому, что устали бояться и ждать, просто потому, что именно так они понимали свое мужское дело.
В одном из эпизодов картины боец говорит другому, что "мы, русские, покажем немцам, как надо землю свою защищать". На что второй резонно возражает, что он казах. "Сейчас мы на русской земле. Если нам придется защищать Казахстан, то мы покажем им как казахи сражаются на своей земле", - отвечает первый. И при всей кажущейся странности этой формулировки, в ней содержится достаточно правдоподобное объяснение массового героизма не двадцати восьми, а миллионов советских граждан в годы войны.
К чести режиссера и сценариста Андрея Шальопы, в фильме нет ни одного пустого диалога. Рассуждают ли герои о том как выменять у местных крестьян моток колючей проволоки на картошку или же обсуждают под грохот артиллерийского обстрела в какую часть танка бросать бутылку с зажигательной смесью. Это все тот же разговор простых мужиков, который мог вестись за тысячи километров от линии фронта.
Конечно, в отдельных сценах просвечиваются, как водяные знаки, знакомые с детства по лучшим советским военным драмам образы. Но эти частички "Горячего снега", "Они сражались за родину", "Аты-баты, шли солдаты" выглядят совсем не плагиатом и даже не подражанием, но лишь данью уважения признанной в странах, некогда составлявших общую для защитников Москвы родину, классики.
Настоящим украшением картины служит саундтрек, который создал молодой композитор Михаил Костылев. Основная музыкальная тема уходит корнями в лирические народные мотивы, и это очень удачно подчеркивает особенность исторического момента, служит напоминанием о вековой борьбе русского народа за свое отечество, которая всегда выше и приоритетнее любых внутренних проблем.
Что касается актерских работ, то выделить кого-то из участников проекта не представляется возможным. Решительно все, появляющиеся в кадре, настолько естественны и органичны, что временам происходящее на экране напоминает кадры кинохроники, бесстрастно фиксирующие один из ключевых для нашей страны моментов войны. "И никто не геройствует, потому как незачем. Спокойно жгем танки", - говорит один из героев "28 панфиловцев", и в этих словах и кроется простой и искренний ответ на вопрос: "Как?".
Как этим невероятным людям удалось остановить врага на последнем рубеже? Было ли их двадцать восемь, как говорилось в известной заметке газеты "Красная звезда", или целая рота, погибли ли они все, или кто-то из них остался в живых, но они это сделали. Чтобы мы, их потомки, могли не умирать,а пожить за свою Родину.
Автор: Andrew
P.S. Портал "Новости кино" являлся информационным партнером проекта "28 панфиловцев", поэтому если у кого-то возникнет желание увидеть знакомый логотип, дождитесь середины финальных титров.