Когда-то Дэн Браун, чье имя теперь разлетается миллионными тиражами по всему миру, начинал с очень дотошных, запутанных историй, требовавших глубоких познаний в области искусства и истории. Те романы задавались вечными философскими вопросами, проходились по религиозными темам и потому казались чем-то умным и современным одновременно. Дэн Браун фактически создал свой собственный жанр литературы, одинаково захвативший людей старших и младших возрастов.
Не удивительно, что когда Голливуд запустил свою жадную пятерню в бестселлеры Брауна, узнавать их становилось с каждым фильмом все сложнее и сложнее. Невозможно было перенести все то культурное богатство из толстых исписанных томов на экран в двухчасовом формате. Терялась сама суть романов, ведь их сводили по сути к прозрачности боевика, сохраняя лишь самые неожиданные повороты и общую сюжетную линию. Собственно после этого, сам Браун начал все больше и больше клониться в сторону триллера, а не культурных поисков, делая книги энергичнее и одновременно глупее. Рано или поздно экранизации должны были встретить их где-то посередине. Вот этим и можно объяснить тот странный факт, что “Инферно” - лучший фильм из созданной трилогии.
Уже завязка "Инферно" говорит о том, что упор делается именно на экшене, а не на смысловой нагрузке. Профессор Роберт Лэнгдон приходит в сознание на этот раз в госпитале во Флоренции без малейшего понятия, как он попал туда из Кембриджского университета. Его пытаются убить и молодая медсестра помогает ему бежать, вскоре после чего они выясняют, что у Лэнгдона каким-то невероятным образом оказалась подсказка к тому, как найти местоположение опасного вируса, который через всего один день сотрет с лица Земли половину населения планеты.
Те, кто читали книгу уже знают, как в ней мало болтовни и много беготни. Шедевры искусства на сей раз служат лишь изощренными декорациями, которые пролистываются друг за другом не столько с целью какого-то познания, сколько с расчетом на то, что загадка будет казаться запутанной, если периодически касаться богатой истории обозначенных шедевров. Те, кто хоть немного знаком с историей искусства, быстро раскусят, что за большинством таких знаковых казалось бы рассказов не скрывается ничего относящегося к повествованию самого фильма.
Зато именно как триллер, “Инферно” смотрится блестяще. Герои постоянно перебегают с места на место, что-то расследуют, стирают, разгадывают. При этом за ними гонится весь мир, от наемных убийц до Всемирной организации здравоохранения. Вокруг профессора Роберта Лэнгдона разворачивается хаос полный свиста пуль над головой, друзей, оборачивающихся врагами, и врагов, неожиданно становящихся друзьями. Ставки подняты до космических высот, а часы постоянно тикают в безупречно напряженной музыке Ханса Циммера.
Впервые к произведению Дэна Брауна сценарист Дэвид Кепп добавил эмоциональной составляющей, помогающей с легкостью проглотить всю пилюлю. Профессор Лэнгдон благодаря всего паре скромных деталей вдруг превращается из всезнающего суперчеловека в запутавшегося, зажатого учителя, разочарованного потерей часов с Микки Маусом. Тому Хэнксу это очень помогает. Ему больше не нужно играть однотонную роль и параллельно озвучивать учебник истории. У него появились милые привязанности и страшные разочарования, маленькие несовершенства и в конце концов очень органичная героичность некоторых поступков. Весь фильм держится на том, что за Лэнгдона болеешь изо всех сил.
Вспомогательный состав, состоящий из Фелисити Джонс, Бена Фостера, Омара Си и Сидсе Бабетт Кнудсен (которую можно видеть сейчас в “Мире дикого запада”), играет с полной самоотдачей, что бы кто ни говорил про их гонорары. При том, что ни один из них не оттягивает внимание с Тома Хэнкса, у них получается произвести впечатление даже в своих маленьких ролях. В фильме много неожиданных поворотов, связанных с тем, где герои находят себя, какие стороны выбирают в погоне за опасным вирусом, за что борются и к чему рвутся, поэтому любое углубление в детали актерской игры может привести к нежеланным спойлерам. Однако, Джонс произвела самое положительное впечатление перед своим дебютом во вселенной Звездных войн в декабре этого года.
Тем не менее, несмотря на общую непритязательную сюжетную линию, к которой сложно воспылать какой-то особенной ненавистью, определенные стилистические решения режиссера Рона Ховарда вызывают дезориентацию и не позволяют насладиться историей как полагается. Все движется в хаотичном темпе, камера выхватывает самые не впечатляющие ракурсы, в которые такие великолепные города как Флоренция, Венеция и Стамбул попросту не попадают за исключением редких широких планов. Ховард подвел всех тех зрителей, что так надеялись не только переживать вместе с Лэнгдоном, но и прогуляться по улицам прекрасных европейских городов. В дрожащей и прыгающей камере, в которую впутываются надоедливые воспоминания и видения Лэнгдона, в начале фильма, как назло получившем травму головы, едва можно разглядеть посмертную маску Данте Алигьери и фреску Вазари “Битва при Марчиано”.
Потраченный на совершенно ненужные, изобилующие визуальными эффектами видения Лэнгдона бюджет нашел бы достойное применение, если бы создатели пустили его на более удачные съемки или в конце концов на оператора, который снял что-то значимое. В итоге же, “Инферно” получился достойным триллером с чудесными актерами, которых не смогли нормально снять. Ховард еще раз подтвердил, что он хороший ремесленник, а не выдающийся мастер.
“Инферно” больше, чем предыдущие фильмы, опирается на книгу, потому что Дэн Браун перестал сильно мудрить с кодами и секретами. Поэтому новый фильм Рона Ховарда похож не на урок истории и культуры, а на супергероический фильм, в котором Том Хэнкс спасает мир. Немного приправленный злободневными проблемами и визуальными изысками, это в любом случае не выдающийся фильм, но такой, на котором выспаться определенно не удастся.
Автор: OlegD