Не секрет, что новый фильм Терри Гиллиама оказался в широком прокате благодаря смерти Хита Леджера, сыгравшего в нем последнюю половину роли. Уж лучше б все вышло наоборот: Хит жив, и ему исполнилось тридцать, а никакого "Воображариума" Терри Гиллиама никогда и не было на свете.
Маг обыденности и погонщик фантазий, Гиллиам хужает с каждым новым фильмом. "Воображариум" продолжил нисходящую кривую его творчества: дивные образы и интригующий замысел в нем шиты, словно белыми нитками, удручающим разноцветьем бессмысленных компьютерных сцен и откровенно скучным сценарием без единого интересного героя.
Поклонницы Хита Леджера на всех киносайтах пишут "Гениально!". Не советую доверяться: это их Воображариум и дань памяти Хита, а еще они не знают, что "гениально" и "я не поняла, но все об этом говорят" - не синонимы.
В "Воображариуме" Терри Гиллиам попытался вообразить воображение - но поразил не смелой попыткой, закономерно обреченной на неудачу, а тем, насколько далек был его результат от мало-мальски воодушевляющего броска на ветряную мельницу.
Гладкие компьютерные эффекты не пошли фильму Гиллиама на пользу: чарующе-кошмарный мир детства Желизы-Роуз из "Страны приливов" в свое время завораживал без единого пикселя - а масштабно намалеванный Вображариум отталкивает примитивной плоскотой. Чем поражены богатые тетки, вылетающие на качелях из Воображариума, и почему они жертвуют балаганчику Парнаса свои меха и чековые книжки, совершенно неясно - и неправдоподобно. Ребенок вроде Желизы-Роуз, для которого Гиллиам всю жизнь громоздит собственное творчество, пожал бы плечами и ушел.
Уйти зрителю не позволяет, во-первых, надежда, что к финалу "Воображариум" блестнет чем-то настоящим, а во-вторых, желание видеть последние пол-роли Леджера чем-то значительным - и гениальным. От этого понятные возгласы, что, мол, фильм исключительный и "заставляет задуматься" (без объяснений, над чем именно автор возгласа задумался). Ребята, мне грустно, как и вам, но Хита всем этим не вернешь.
Мир несуразен и прост - как просты физиономии Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррелла, заменивших не проснувшегося однажды Хита в фильме. Решение было найдено довольно изящное: пройдя за зеркальную шторку в Воображариум, герой Хита Леджера в фильме меняет внешность - становясь то Деппом, то Фаррелом, то Лоу.
И глядя, как в Воображариуме Депп фальшиво заигрывает с дряхлеющей богачкой, Лоу лезет по лестнице в небо, а Фаррел остается с куколкой Лили Коул и платит по счетам, думаешь, что судьба не лишена иронии. А от сцен, в которых герой Хита по тем или иным причинам оказывается в петле, шевеляться волосы и по телу бегут мурашки.
Искусством не заменишь жизнь: чужое повествование ее не продлевает, что бы там тысячелетние волшебники ни воображали. Жизнь человеческая коротка и у большинства - проста и односложна, но никакой Парнас не в состоянии тягаться с пиками воображения. "Воображариум доктора Парнаса" - кино дурное и скучное; искусственное - и его за зеркальной дверью ждет забвение. Но шутка судьбы в том, что в конечном счете творение и его участники поплывут по разным рекам - кто-то сгинет, а кто-то никогда не постареет.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов