Если вы надеетесь узнать нечто принципиально новое или доселе неизвестное о событиях 2013 года, когда бывший сотрудник ЦРУ и Агенства национальной безопасности США Эдвард Джозеф Сноуден передал журналистам из газет The Guardian и The Washington Post секретную информацию о слежке правительственных структур Соединенных Штатов за информационными коммуникациями граждан по всему миру, то "Сноуден" обернется для вас трагическим разочарованием. Вопреки рекламной компании, новый фильм Оливера Стоуна (постановщика "Уолл Стрит" и "Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе"), настоящего и возможно главного режиссера-патриота своей страны, обернулся не триллером, а драмой об отношениях двух людей - собственно Сноудена и его подружки Линдси - прошедших через огонь и воду и умудрившихся несмотря ни на что сохранить первозданную любовь и заботу друг о друге.
"Сноуден" сделал невероятно умный, интересный и политически корректный ход конем, сделав ставку на сложную личность заглавного лица. Вместо того, чтобы разбираться в интригах, что лежали на поверхности всех новостных обзоров, когда Сноуден бежал сначала в Гонконг, а позднее в Россию, где получил трехлетний вид на жительство, Стоун заглядывает гораздо глубже и смотрит в первую очередь не на патриота, предателя или шпиона, а на скромного, закрытого, стеснительного человека, жившего несколько лет с четким осознанием собственной ответственности, как гражданина и индивидуума, перед всем миром пока в итоге не решился на отчаянный поступок и не сделал тайное явным.
Конечно есть доля лукавства в заявлениях Стоуна и продюсеров картины, что они не относятся к Сноудену как к персонажу с какими бы то ни было предубеждениями и не выставляют его ни героем, ни предателем. Потому как есть тут и пафосные кадры и громкие утверждения и общая предрасположенность к Сноудену, что не есть плохо, но наоборот хорошо. Это не безликий фильм, а фильм с душой и страстью к рассматриваемому предмету, пусть это и совсем не тот фильм, что многие ожидали увидеть.
В "Сноудене" есть несколько напряженных сцен, заставляющих задержать дыхание, а то и прикусить язык, но все они отходят на второй план, в то время как на первый выходит любовная линия, разыгрываемая Джозефом Гордон-Левиттом и Шэйлин Вудли с равным количеством влечения и душевной боли. Ведь мало, кто знает, что Линдси, героиня Вудли, была со Сноуденом еще до того, как тот осознал свою миссию. Они были обычной парочкой, убежденной в величии собственной страны и желающей работать на ее благо. Именно убеждение Линдси, что истинный патриотизм заключается в умении признавать ошибки и несовершенства государственной системы родины, повлияло на последующее решение Сноудена связаться с тремя журналистами и рискнуть собственной жизнью, чтобы дать голос тем, кто его не имел.
Пусть история начинается со встречи с указанными журналистами в Гонконге, большая ее часть разворачивается во флэшбеках к тому времени, когда Сноуден служил в армии, потом встретил Линдси, устроился на работу в Агенство национальной безопасности и оттуда начал развивать свою карьеру, погружаясь все больше и больше в тщательно охраняемые секреты США и убеждаясь в разочаровывающей некорректности многих их действий. Джозеф Гордон-Левитт не просто убедительно играет Сноудена, принося на экран его стеснение в жестах и артикуляции и интеллигентный особенный выговор. Левитту удается помимо этого привнести немало нюансов в весьма механические повседневные разговоры со своими коллегами и прочими персонажами. Он не похож на вырисованный медийный образ. Левитт создает очень осязаемую личность, которая скрывается за наружной скромностью повадков, и то каким искренним и трогательным Сноуден предстает в конце фильма заставляет дрогнуть сердце. Этот экранный образ возможно и является главным адвокатом всех его поступков, что само по себе говорит о том впечатлении, что произвел Сноуден на Стоуна и на актеров.
Стоит однако заметить, что "Сноуден" можно считать сольником Гордон-Левитта и Вудли, так как всех остальных актеров в нем мало и они существуют больше в качестве мебели для декораций жизни Сноудена. Все эти второразрядные персонажи не производят толком никакого впечатления, за них не переживаешь и им не импонируешь, что ставит под вопрос напряжение во всем фильме. Первая половина предстает весьма скучной и бледной, купающейся в преимущественно безликих тонах и навязано электронной музыке. Вторая же не может удивить из-за общеизвестности всех показанных фактов и будет действительно интересна только тем, кто не следил за развивающейся ситуацией в новостях.
Оливер Стоун старается разнообразить визуальный стиль картины, добавить ему скрытого саспенса выбором ракурсов и акцентом на деталях, но все эти попытки в итоге не производят особенного впечатления. Пресность сценария и особенная стилизация картинки встают на пути адекватного и последовательного рассказа. Пусть в итоге фильм выглядит законченным произведением, ему очевидно не хватает сбалансированности. "Сноуден" то бежит, то топчется. То впечатляет, то разочаровывает.
Тем не менее, "Сноуден" - это фильм, который наверняка останется в истории как минимум за счет важности рассматриваемого под микроскопом объекта. И все же, это не тот фильм, который можно было бы ожидать, судя по задействованному таланту и пикантности рассказываемой истории. Это больше человеческая драма с положительным и оптимистичным концом, не оказывающим никакого воздействия, как, если задуматься, и история Сноудена в реальной жизни. Ведь несмотря на все запреты, Агентсво национальной безопасности США все равно с почти стопроцентной долей вероятности следит за вами через маленькие черные окошки камер, и то, что вы об этом знаете, позволяет вам разве что помахать им в ответ рукой. Или заклеить камеру клейкой лентой.
Автор: OlegD