Нашу вселенную невозможно измерить - она бесконечна. А вселенная "Стартрека" исчисляется как минимум шестью телевизионными сериалами, сотнями написанных книг и вот уже тринадцатым по счету полнометражным фильмом. И это не предел! В следующем году будет выпущен очередной сериал. Франшиза является уникальным феноменом, породившим особую субкультуру. Ее популярность растет со скоростью света и кажется, что она бессмертна. В этом году ей исполняется пятьдесят лет!
Долговечность этой вселенной складывается из многих факторов, основные из которых - ее огромная фанбаза и неисчерпаемый материал. Есть научно-исследовательский корабль "Энтерпрайз" со своим экипажем и есть неизведанные миры в далеких-далеких галактиках, которые можно открывать до бесконечности. Возможно, в этом и есть своя прелесть, но в этом же скрывается и "корень зла".
По сложившейся традиции - завершающая часть трилогии вбирает в себя все самое лучшее из предыдущих фильмов. Становится более серьезной - и в плане внешних обстоятельств и в плане внутренних терзаний героев. И конечно же эпичной! "Стартрек 3: Бесконечность" этому следут лишь отчасти. Его заявка эпична, что выражается в минорной тональности первоначальных сцен на корабле. "Энтерпрайз" вот уже три года бороздит по бескрайним просторам космоса и капитана Кирка начинают одолевать сомнения относительно дальшейней судьбы его экипажа. Сегодня Джим Кирк стал на год старше своего отца, и теперь его тень не должна нависать над ним.
А команда, долгое время находясь в замкнутом пространстве, начинает строить между собой отношения. Этот закадровый голос капитана сопровождает лишь сцена, в которой пилот-навигатор Павел Чехов закрывается в комнате с молоденькой девушкой. Но хандра Кирка начинает рассеиваться по мере приближения корабля к своей базе. И дальше все начинается по новой. Структура повествования остается неизменной - очередная угроза из космоса, исходящая от новой расы, спасательная миссия "Энтерпрайз", его пребывание на планете, которая не пестрит экзотикой (это горнодобывающая местность, кругом лишь камни) и перенос конфликта на базу Федерации.
Внутренний стержень остается тем же. Действующие лица никак не развиваются. Мы лишь знакомимся с новым антагонистом, союзницей и планетой. Кто-то в фильме обронил фразу, что в новых обстоятельствах по-другому раскрывается личность. Но этого нет на практике! Капитан Кирк (Крис Пайн) все так же храбр и отчаян, ищет возможности пожертвовать своей жизнью ради команды. Коммандер Спок (Закари Куинто) продолжает сдерживать эмоции, логично рассуждать и размышлять о неибежности смерти (эти мысли ему внушает "старый" Спок). Лейтенант Ухура (Зои Солдана) вздыхает по Споку, волнуется за него и демонстрирует умение драться. Инженер Скотт занимается починкой неисправных деталей и по ходу юморит. Пилот Павел Чехов (Антон Ельчин) объясняет техническую сторону всего происходящего. Хикару Сулу (Джон Чо) периодически заменяет капитана в его кресле (намек на его гомосексуальность, сделанный в самом начале фильма был видимо своеобразным актом толерантности к однополым парам, поскольку на сюжет это никак не повлияло). И конечно же доктор Маккой (Карл Урбан) обо всех заботиться и в то же время испульсивно реагирует на любые риски.
Разбавляют эту застывшую в своем развитии солянку свежие лица. Это жестокий и властный гуманоид по имени Кролл (Идрис Эльба) и местная амазонка Джулиан (София Бутелла), на родной планете которой и происходят основные события. Первому насолила Федерация и он жаждет отомстить, у второй погибла семья от рук злодея, и теперь она помогает нашим героям с ним расправиться.
Как было упомянуто, в завершающих частях обычно наступает кризис внутри героев. Здесь же этот кризис никак не связан с их внутренними переживаниями. Обстоятельства разлучают на время экипаж, чтобы показать нам - как им тяжело обходиться друг без друга и на какие подвиги они способны. Это и является главным лейтмотивом фильма.
Композиционно же картина делится на три части - динамичная завязка и развязка и немного провисающая середина, посвященная долгому разжевыванию конфликта и постепенному воссоединению экипажа. Техническая составляющая фильма стоит все на том же "космическом" уровне. Есть масштаб происходящего, есть чувство невесомости, переданного виртуозной работой оператора, детально проработанные корабли и целый город, в котором базируется штаб Федерации.
Не обошлось и без навязчивых ссылок. Одна из низ относится к сцене, где мы видим звездолет - как две капли воды похожий на Сокол Тысячелетия (авторы намеренно ему придали такой вид). Это не мизерный R2-D2 в фильме 2009 года, который можно разглядеть только в том случае, если остановить картинку и увеличить ее в размерах. И конечно же отсылка к оригинальным сериалам "Звездный путь" (в одном из эпизодов мы видим фотографию первоначального состава "Энтерпрайз").
Подытоживая все вышесказанное, "Стартрек 3: Бесконечность" получился типичнейшим фильмом франшизы, во всяком случае из последней трилогии. Иначе охарактеризовать его нельзя. Сменивший Абрамса режиссер Джастин Лин привнес немногое - лишь большую дозу форсажеского драйва в космические бои. Концепция осталась прежней. Персонажи, корабли, планеты, гуманоиды, Федерация, юмор, сантименты - все на месте. Но нет чего-то неожиданного, другого витка развития или трансформации главных героев. О том, что они команда и не могут друг без друга (о чем нам повествует фильм!) понятно еще с первой части!
P.S. Во время просмотра тебя не посещают грустные мысли относительно судьбы актеров. Хоть ты и помнишь об этом. Ведь это не тот случай как с Полом Уокером, который обыгрывался в Форсаже. В "Стартреке" все безмятежно, герои живут на экране, никуда не уходят, не прощаются со зрителем и обязательно вернутся еще! И лишь на финальных титрах ты осознаешь печальную действительность, читая пронзительное посвящение, трогающее за душу своей немногословностью - FOR ANTON!
Автор: George