"Мотель Бейтсов", современный приквел к знаменитому фильму Альфреда Хичкока "Психо" имел все шансы закрыться после первого же сезона. В подавляющем большинстве случаев именно это происходит с приквелами, сиквелами, новыми версиями, переосмыслениями и возрождениями популярных фильмов или телепроектов. Однако скромному кабельному каналу A&E и создателям шоу Карлтону Кьюзу и Керри Эрин не только удалось на протяжении четырех лет удерживать интерес зрителей очень последовательным и интригующим повествованием, но постепенно поднимать планку, поскольку благодаря четвертому сезону "Мотель Бэйтсов" отныне является эталоном того, как следует снимать приквелы в целом.
Естественно, на заре разработки сериала имя Хичкока и название одного из знаменитейших его фильмов не могло не привлечь к себе внимание тех, кто понимает, о чем речь. Но вспомните, как часто, используя те же самые уловки, нам подсовывали прошлогоднюю булку вместо обещанного торта? И пусть временами повествование в "Мотеле" могло слегка пробуксовывать, образовывались, на первый взгляд, ненужные сюжетные линии, а любителям действия этого самого действия не хватало, интриги хватало с лихвой. Виды захолустного Уайт Пайн Бэй с висящей в воздухе влагой, слегка туманным, с приглушенным и в то же время отчетливым звуковым рядом, вызывал гнетущее ощущение причастности - словно ты сам то ли жил, то оказался в нем проездом. Ракурсы дома Бейтсов со стороны мотеля, увлечение Нормана таксидермией, постоянное внутреннее беспокойство – все эти грамотно вплетенные в канву рассказа детали встречали отклик и подпитывали интерес.
Благодаря любви Кьюза и Эрин к "Твин Пикс", поклонники мистерии Дэвида Линча смогли заметить в "Мотеле Бейтсов" отсылки к сериалу, среди которых торговля наркотиками; тайный публичный дом для избранных; участие шерифа; местячковый музыкальный конкурс; загадочные персонажи, появляющиеся из ниоткуда и исчезающие в никуда; присутствие федеральных агентов и так далее.
С первых же серий при всем возможном скептическом отношении к сериалу, в котором действие разворачивается в наши дни, самым сильным козырем шоу стали исполнители главных ролей Вера Фармига и Фредди Хаймор. Их Норма и Норман настолько органично вписываются в личное пространство друг друга, что забываешь, что они не настоящие мать и сын. Взаимоотношения, похожесть в поступках и вспышках эмоций, ощущение крепчайшей связи, словно пуповина между ними так и не была перерезана. Они, словно два кусочка паззла, идеально подходящих друг к другу, не давали ни малейшего шанса кому-то третьему встать между ними, даже если сами того порой хотели.
Телевизионный приквел очень деликатно и не спеша дает понять, откуда растут ноги у шизофрении Нормана, это милого подростка, умного, воспитанного, умеющего расположить к себе и столь же ужасающего в проявлениях ярости в моменты забытья. Коварство и холодный расчет, к которым прибегает Норман в критических для него ситуациях, одновременно восхищает, пугает и, как это не парадоксально, заставляет симпатизировать ему. Игры разума, происходящие в его голове, практически всегда можно объяснить и оправдать, поэтому глубоко в душе мы на его стороне. И, мысленно ругая Норму за то, что она слепа, мы забываем, что сами слепы в своей любви к Норману и втайне оправдываем Норму за ее легкомысленное отношение к проблеме.
Теперь о четвертом сезоне, который был лучшим на сегодняшний момент, особенно, принимая во внимание заключительные эпизоды (внимание: возможны спойлеры!). Наличие "Психо" всегда подразумевало приближение развязки: Норман убивает Норму и "наследует" ее личность. Но как это произойдет и произойдет ли вообще в сериале всегда оставалось загадкой. Звездой четвертого сезона, безусловно, является Хаймор, который также написал сценарий к мощнейшему восьмому эпизоду "Вероломный". По мере того, как его Норман приближался к образу знакомого психопата, Хаймор смог наглядно продемонстрировать причины возникновения уже необратимой ярости и почти осязаемого чувства одиночества и печали его персонажа. В "Вероломном" показано рождение глазка в хлипкой стене гостиничного номера, Норман, размахивающий топором, и предательство Нормы.
Предпоследняя серия "Вечность" завершилась кульминацией, которую ждали весь сериал. По правде говоря, отравление угарным газом, это поэтическое и холодящее душу убийство/самоубийство, было последним, что можно было себе вообразить, принимая во внимание вспышки ярости Нормана. Но именно в этом способе ухода от реальности проявилась вся безграничная любовь Нормана к его матери – "Мы обречены быть вместе, не правда ли?". И Норма с новыми планами на жизнь, убаюканная песней Нормана, уснула, как выясняется, навсегда.
На самом деле, заключительная сцена четвертого сезона "Мотеля Бейтсов" могла бы стать финалом сериала. Создатели решили иначе, и через год нам предстоит оценить заключительный пятый сезон. Возможно, в нем мы вновь увидим шерифа Ромеро, навестим Дилана и Эмму в Сиэтле и даже заметим подъезжающую под дождем к мотелю Мэрион Крейн.
Автор: brune