Выпуская в прокат фильм "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости", киностудия Warner Bros. предпринимает вторую попытку создать киновселенную, основанную на комиксах DC. Первая не состоялась после разгрома как критиками, так и зрителями экранизации "Зеленого фонаря", в которой главную роль сыграл ныне удачно нырнувший под крыло Marvel Райан Рейнольдс. Были ли извлечены все необходимые уроки, и сможет ли новый фильм Зака Снайдера и в самом деле открыть новую страницу в истории кинокомиксов?
Ответ однозначый - НЕТ!
Как это не покажется странным, но фильм "Бэтмен против Супермена" является своего рода вкладышем в предыдущий эксперимент Снайдера под названием "Человек из стали". Нет, не разноцветным фантиком, которые когда-то коллекционировали любители жевательных резинок, а таким небольшим листком бумаги, которые вкладывали в книги, с разъяснениями или же указаниями на ошибки, возникшие при наборе.
С одной стороны, этот прием делает лучше "Человека из стали" хотя бы по той причине, что позволяет взглянуть на масштабную битву Супермена и Зода с точки зрения человека, для которого даже разрушение одного небоскреба - это настоящая трагедия, не говоря уж о половине города. С другой стороны, нельзя же снимать фильм стоимостью более 250 миллионов долларов, задаваясь целью объяснить огрехи предыдущего. Тем более, что временами эти разъяснения больше похожи на нелепые оправдания пойманного в постели с любовницей мужа.
Чего стоит лишь неоднократное и нарочитое подчеркивание, что все разрушительные битвы между главными действующими лицами происходят исключительно лишь в заброшенных кварталах, на необитаемых островах или же просто в нерабочее время, когда в уничтожаемых зданиях "никого нет". Вероятно, это самая смешная шутка из звучащих с экрана, смешная еще и потому, что в эти моменты создатели картины и не думали шутить.
Но основной недостаток "Бэтмена против Супремена", конечно, не в этом. Он не в исполнителях главных, ролей, хотя авторам проекта так и не удалось убедительно доказать "Why Ben Affleck", не в заигрывании с фанатами в виде зачастую совершенно неуместных ссылок на первоисточники, не отсутствие внятных мотиваций у персонажей и уже никак не в недостатках CGI.
Его главная проблема в концепции. Она абсолютно не оригинальна, в отличии от концепции "Железного человека", давшего старт киновселенной Marvel, или же "Дэдпула", который обосновал необходимость экранизаций с рейтингом R. В "Бэтмене против Супермена" нет ни одной сюжетной линии, или сцены, которые дышат свежестью и убеждают зрителей, что перед ними не просто перенасыщенный спецэффектами блокбастер, а действительно новая страница в истории кинокомиксов.
И в этом смысле фильм Зака Снайдера ничем не отличается от "Зеленого фонаря", в которого также было все в порядке с исполнителями ключевых ролей, с визуализацией и музыкальным оформлением. Но не было самого важного - причины создания отличной от стремления капитализировать спрос на кинопроекты по мотивам комиксов. При всех велеречивых рассуждениях о масштабных планах и этапах развития у людей, курирующих Лигу Справедливости отсутствует и любовь к материалу и понимание - зачем они это делают.
Вполне возможно, более успешной будет третья попытка запуска киновселенной DC после премьеры "Отряда самоубийц", и "Бэтмен против Супремена" не станет, как сказал один из критиков, "могильной плитой жанра стоимостью в 250 миллионов долларов", даже несмотря на катастрофический рейтинг в 36 процентов, зафиксированный RottenTomatoes на следующий день после публикации рецензий крупнейших отраслевых СМИ.