В центре сюжета обласканного многими профессиональными наградами американского сериала "Родина" неуравновешенная сотрудница Центрального разведывательного управления Кэрри Мэтисон, которая во многом благодаря своему психическому расстройству распутывает хитросплетения террористических заговоров не только в США, но и в других странах. По законам жанра, главной героине удается предотвратить большинство кровавых событий, причем, даже не будучи официально на службе. Реальная жизнь значительно прозаичнее и опаснее. Теракты, произошедшие в столице Североатлантического Альянса (НАТО), удивительным образом напомнили те, что собирались совершить боевики в пятом сезоне шоу.
Стоит сразу оговориться, что все рассуждения такого рода предварительны, так как обстоятельства драматических событий в Брюсселе, жертвами которых стали десятки людей, еще только предстоит выяснить европейским спецслужбам. Однако не обратить внимание на схожесть схем также не представляется возможным.
Итак, в пятом сезоне "Родины" члены радикальной группировки, прибывшие под видом беженцев в одну из европейских стран, готовят террористический акт с использованием сильнодействующих отравляющих веществ. В качестве целей они выбирают... вокзал или аэропорт, а также станции подземки, справедливо предполагая, что в часы пик они будут переполнены ничего не подозревающими пассажирами. В телешоу все закончилось благополучно благодаря невероятной прозорливости Кэрри и ее готовности пожертвовать собой и своими близкими ради благого дела. Действительность же, как обычно, оказалась намного страшнее.
И вот тут возникает очень важный вопрос, который авторы подобных кинопроектов должны задать сами себе. Не могут ли столь тщательно продуманные ими и красочно воссозданные на экране злодейские планы стать руководством к действию для настоящих, а не выдуманных террористов?
С одной стороны, следуя этой логике, можно и вовсе отказаться от детективного жанра, "подсказывающего" преступникам методы совершения противоправных действий. С другой, во время войны, (а то что цивилизованный мир находится в состоянии войны с терроризмом, очевидно уже давно), вряд ли стоит демонстрировать врагу наиболее уязвимые для атаки направления. Возможно ли представить, что во время наступления немцев на Москву в прокат был бы выпущен фильм, в котором демонстрировалась бы слабость оборонительных рубежей в районе парка Сокольники? Или же наиболее чувствительные с точки зрения потерь среди мирного населения объекты для бомбометания?
Где проходит эта грань, отделяющая художественный вымысел и стремление добиться коммерческого успеха, от элементарной безответственности? Здесь нет однозначного ответа, и каждый должен решать, руководствуясь собственными представлениями о добре и зле, о значимости тех или иных своих действий.
В свое время Джеймс Кэмерон отказался от идеи снять продолжение своего популярного боевика "Правдивая ложь", так как произошедшие в 2001 году террористические акты потрясли его. Режиссер посчитал неуместным продолжать историю агентов спецслужб, пресекающих попытки ближневосточных террористов нанести удар в самое сердце США.
Ни бравый Гарри Таскер, ни по-настоящему ненормальная Кэрри Мэттисон не пришли и не спасли. Но шоу должно продолжаться? Так ведь?
Автор: Andrew