20 декабря 2016 года поклонники жанра ужасов будут отмечать 20-летний юбилей культового молодежного хоррора "Крик". Юбилей совпадает с другим событием, печальным – годовщиной смерти режиссера "Крика", Уэса Крэйвена. Автор сценария Кевин Уильямсон ответил на вопросы издания Collider о том, как создавался фильм и какое влияние оказал Крэйвен на творчество плодовитого сценариста.
Я хотел бы начать интервью с благодарности за все те фильмы, в создании которых Вы принимали участие. Вы сами, являясь фанатом хорроров, наверняка можете перечислить сценаристов и режиссеров, благодаря которым Вы полюбили этот жанр. Все Ваши фильмы 90-х, включая "Крик" и "Факультет", сделали из меня почитателя фильмов ужасов.
"Круто. Приятно это слышать. Спасибо вам за это. Точно такая история случилась и со мной. Только я вырос на фильмах Джона Карпетнера и Уэса Крэйвена".
Я вообще говорю не только от себя лично, но и от тех, кто вырос в 90-е. Я тут задумался, какими были для Вас последние несколько лет, как для человека, создавшего в 90-х так много шедевров, прошедших проверку временем?
"Ну, во-первых, я чувствую себя ооочень старым. Во-вторых, мне это нравится. В прошлом году в Остине проводилась телеконференция, посвященная сериалу "Бухта Доусона". Это невероятно. Я думал, что буду чувствовать себя столетним стариком, но этого не произошло. Я был очень польщен. Суть в том, что определенным людям этот сериал нравится, они восхищаются им, и он нашел свою маленькую аудиторию. Он занимает свое скромное место на полке истории кино и ТВ. И я рад этому".
С выхода "Крика" прошло почти 20 лет, и я понимаю, что Вы имеете в виду, говоря о том, что ощущаете себя старым. Это было давно, но годы пролетели незаметно. Что Вы чувствуете сейчас, возвращаясь мысленно к "Крику"?
"Я оглядываюсь назад и не могу поверить, что написал произведение в таком юном возрасте. И еще я думаю про некоторые диалоги – о боже (смеется). Трудно быть объективным, с моей точки зрения все будет немного искорежено. Я не могу абстрагироваться, как любой другой честный зритель. Тем не менее, я до сих пор очень люблю этот фильм".
"В последний раз я смотрел его перед тем, как начать работать над "Криком 4". Да, я пересмотрел их все заново. Мне нелегко сидеть и просто наслаждаться просмотром. Я все время вспоминаю какие-то вещи, какие-то сцены, которые мы вырезали, реплики, которые мы убирали или добавляли. Помню черновики, которые не вошли в сценарий. "Крик 2" снимался так быстро, что я с трудом помню, что вообще писал для него сценарий".
Интересно, что Вы думаете о развитии жанра хоррора с тех пор, как Вы с Крэйвеном проанализировали и обобщили в "Крике" существовавшие на тот момент приемы слэшера и слегка изменили игру.
"Хоррор как жанр очень изменился, и в лучшую сторону, я полагаю. Фильмы ужасов были в полуживом состоянии, когда вышел "Крик". И это одна из причин, по которой я взялся за сценарий. Я хотел написать что-то новое и, возможно, продать для фильма ужасов. Так я решил, и это была моя цель, и она окупилась. Был временный спад, затишье в жанре слэшеров. Но такого, я думаю, уже больше не будет. Были сняты фильмы, например, "Тебе конец!", который мне понравился".
"Когда я работал над "Криком 4", мне пришлось понять, какие изменения произошли. Это был 2010 год, и многое изменилось с тех пор, как студия Blumhouse выпустила свои фильмы, которые, я полагаю, возродили игру. Мне нравятся все эти фильмы о призраках. Я работаю над таким проектом прямо сейчас. "Заклятие" и то, что Джеймс Ван привнес в жанр, удивительно. Элай Рот, я его большой фанат. Мне кажется, больше в жанре затишья не будет. Раньше, в начале 2000-х, были такие фильмы как "Звонок", "Проклятие". Сейчас, и я большой ее поклонник, - "Судная ночь". Я считаю, что в этом фильме классная концепция. И я, правда, думаю, что такое может случиться. Я запираю на засов все двери в доме. Я шучу".
Убедитесь, что выставили наружу синие цветы.
"(смеется) Я жду "Судную ночь 3". В любом случае, я большой поклонник хорроров. Я не выношу кровищу, но "Последователи" задумывались именно такими. Сериал должен был стать жанровым шоу, хоррором, выходящем на ТВ раз в неделю. Это была наша цель, это мы хотели сделать с Кевином Бейконом".
Удивительно слышать от Вас, что Вы не выносите кровь, потому что "Последователи", наверное, самое кровавое шоу, которое я видел по ТВ.
"Ну мы не думали, что все так получится".
В последние годы Ваша карьера держит уверенный курс в сторону телевидения. Там больше возможностей или Вы чувствуете, что на ТВ у Вас больше шансов рассказать свои истории? Что Вас толкает или привлекает в этом направлении?
"Это интересно. Я спрашиваю себя об этом сам каждый день. Первое объяснение простое и естественное – ты встаешь, делаешь шаг, другой – и вот уже пошел. Другое объяснение – у меня действительно много идей. И на ТВ их осуществление происходит значительно быстрее. Ты пытаешься замутить фильм, и это невероятно трудно. Чтобы снять фильм, нужно потратить минимум два года. Я люблю заниматься разнообразной работой. Я люблю сам процесс повествования на телевидении. Мне нравится сериальный формат. Даже моя попытка создания процессуального шоу была очень сериализированной. Я этакий сериализированный рассказчик. Мне кажется, что история никогда не закончится. Мне хочется, чтобы она развивалась и развивалась. На кабельных и потоковых сервисах теперь это возможно. Вы можете делать все, что угодно".
Я бы хотел вернуться к "Крику" и попросить Вас вспомнить что-то особенное. Вы не раз говорили, что очень активно для сценариста работали на площадке первого фильма.
"Сейчас все мои воспоминания, кажется, связаны с Уэсом, потому что я много думал о нем. Я вспоминал о его доброте ко мне в первый съемочный день. Неслыханно, но именно он сделал так, чтобы я прилетел на место съемки и принял участие в прослушивании актеров на роль. И Боб Вайнштейн тоже. Боб прочел "Крик" и сказал, что у него была та же реакция как на "Хэллоуин". Вообще, "Крик" изначально был своеобразной версией "Хэллоуина". А Вайнштейн любил "Хэллоуин", и он привел меня в эту семью таким чудесным образом. Вдвоем они сделали меня частью процесса. Вот поэтому у меня так много воспоминаний о том, как я впервые в жизни сидел на съемочной площадке".
Нельзя говорить о 20-летнем юбилее "Крика" и не упомянуть, что он частично совпадет с печальной годовщиной со дня смерти Уэса Крэйвена. Когда Уэса не стало, надо было видеть, что случилось с поклонниками жанра. Полился такой поток любви и уважения в его адрес…
"Говорить об его смерти, значит вспоминать поход в кино на "Кошмар на улице Вязов" в первый раз. Этот фильм изменил меня, я стал его преданным поклонником. Помню, когда мы с Уэсом обсуждали на площадке одну сцену, он спрашивал мое мнение. И я предложил ему сделать эту сцену как в его фильме "Последний дом слева", в которой девушка ползет по грязи. И я увидел, что он был поражен тем, что я так хорошо знаю его работы. Думаю, после этого, он и полюбил меня (смеется)".
Возможен ли "Крик 5" без Уэса?
"Нет. Нет. Когда Боб сказал, что пришло время снять еще один фильм, я сказал нет. Так вышло, что у меня были идеи для новой трилогии. Мог бы быть и "Крик 5", и "Крик 6", но как мы их сделаем без Уэса? Мне это трудно даже вообразить".