Фильм Гранта Хеслова (который сам скорее актер, чем режиссер - более 50 актерских работ против 4-х режиссерских) - экранизация книжки английского журналиста Джона Ронсона "Люди, которые глядят на коз" про отряд воинов-телепатов на службе американской армии.
В оригинале фильм так и называется, и отечественная маркетинговая заклепка "Безумный спецназ" - конечно, жалкий компромисс локализаторов в угоду унылой нормальности. Впрочем, оригинальное название ленты выдержали немногие страны; в большинстве прокатчики сдрейфили. Во Франции фильм, к примеру, называется "Козы Пентагона".
На самом деле фильм Хеслова - конечно, не о козах и не о каком спецназе, а про людей кристалльной чистоты и осознанности (смотрящих на коз), и про остальных - спящих, с затуманенным взором и обдолбанных. В первой же сцене "Безумного спецназа" седой генерал разведки (которого, на минуту, феерически сыграл Стивен Лэнг - убийца Диллинджера из "Джонни Д" и звезда грядущего "Аватара") с минуту пристально смотрит в стену, а после с разбегу пытается пройти сквозь нее.
Следующий час фильм делает все, чтобы люди, которым никогда не стать джедаями, поскорее покинули зал (что они и делают). А когда к финалу в зале гарантированно остается лишь целевая аудитория, "Безумный спецназ" дает оглушительный "мессадж" и катарсис.
Многие отмечают поразительное сходство стиля Хеслова с фильмами братьев Коэнов. Стараниями Джеффа Бриджеса, сыгравшего основателя "Новой Армии Земли" - отряда воинов-телепатов, "Безумный спецназ" вообще напоминает альтернативную историю Джеффри Лебовски из "Большого Лебовски".
Хотя на деле стилистика картины - скорее не от Коэнов, а от Джорджа Клуни - большого юмориста и заводилы, который вместе с Хесловым написал когда-то сценарий фильма "Доброй ночи и удачи", и выступил продюсером "Безумного спецназа".
Фильм Гранта Хеслова комедией можно назвать лишь с некоторой натяжкой - приколов в нем достаточно, но общая тональность истории и временами прорывающийся в ней неожиданный драматизм относят "Безумный спецназ" скорее к жанру философской иронии - на манер "Короля-рыбака" в стиле "Вот такой смешной взгляд на реальность".
Картина блистает четырьмя главными актерами - "смотрящими на коз". Джефф Бриджес в роли основателя "Новой Армии Земли", как уже было сказано, выдает истерически смешной дубль Лебовского в погонах. Эван МакГрегор, сыгравший репортера, открывающего в себе "джедая", заставляет сопереживать и не раз за фильм вызывает нервический смех (особенно внушает сцена, где он взглядом прогоняет облако, закрывшее луну). Кевин Спейси чертовски хорош в роли злодейского завистника Ларри Хупера, открывающего "темную сторону силы".
Но потряснее всех - Джордж Клуни, совершенно неподражаемый в роли Лина Кэссиди. С длинными патлами удивительно похожий на молодого Михаила Боярского, Клуни показал нам стареющего Гарри Поттера - угарнейший персонаж кристалльной наивности, который скорее умрет, чем откажется от своей веры в магию.
"Безумный спецназ" выглядит таким безумным, потому что остальной мир стал удручающе нормальным. Мы работаем, делаем деньги и поддерживаем социальные связи - и давно уже застоялись в своем болоте из привычных вещей, позабыв, что у одной реальности могут быть разные имена. А искорки в глазах немногих, которые иногда возникают, быстро гаснут, не найдя питающей их энергии в тусклых бессмысленных зенках остальных.
Яркий фильм Гранта Хеслова - не критика правительства, не стеб над военными и не гимн наркотикам. Непонятный многим, он бьет не в бровь, а в глаз: те, кто не сотрут об обыденность искрящийся третий глаз, видящий магию реальности, рано или поздно пройдут сквозь любую стену и выйдут за дверь в лето. Странным, инопланетянам среди нас, людям-цветам, городским сумасшедшим и всем, кто никогда не уместится в построенный даже Самым Лучшим Джеком дом, посвящается.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов