Рыжеволосая Маша с 3D-формами находит волшебный орех Кракатук, исполняющий любое желание (но одно). Вместе с любимыми игрушками она попадает в волшебное царство, властитель которого - блатной тиран - давно охотится за волшебным орехом. "Наша Маша и волшебный орех" больше, чем своей трехмерностью, удивляет убогой графикой и гопниками, превращающимися в крыс и обратно. Глядя на это, начинаешь думать, что российский мультфильм с 3D-анимацией отдали не тому режиссеру.
Режиссер Егор Кончаловский до этой "детской" сказки прославился фильмами "Антикиллер", "Антикиллер 2: Антитеррор" и, отчасти, - "Побегом" с Евгением Мироновым. В "Нашей Маше" временами очень отчетливо ощущается, словно Кончаловский на самом деле хотел вместо этого мультика снимать "Антикиллер 3". Крыс-тиран волшебного царства с внешностью и манерами криминального авторитета, сквозящий в разговорах (а говорят там непрерывно!) блатной жаргон навевают ассоциации с российским бандитским "телемылом".
В таком антураже волшебный орех Кракатук незаметно начинает восприниматься как воровской "общак", из-за которого идет разборка. Бытие определяет сознание: видимо, какие убеждения и ценности у создателей мультика - такие у них волшебные фантазии.
Сама трехмерность, делающая "Машу" предметом обсуждения, - позор отечественной анимации. Графика на уровне начала столетия и особенно "экшен" выглядят дико ненатурнальными, слова не совпадают с движениями губ героев. Однако, справедливости ради: ближе к финалу, когда проходит первый шок от реплик, сюжета и вида персонажей, события мультика становятся почти увлекательными. И водяной "атомный взрыв" в замке, прыжки и схватки смотрятся в конце довольно живенько.
Самое интересное трехмерное в мультике - это, конечно, главные герои. Маша выполнена отлично, хотя куда уместней смотрелась бы в мультике для взрослых. Огненная колышащаяся прическа, глаза-озера, мимика, а также грудь и попка, на которых камера специально фокусируется раз двадцать за мульт, не позволяют отвести от Маши взгляд. Друзья под стать ей тоже удались: ботаник-буратино, увалень - плюшевый медведь и герой-трансформер, очевидно, воплощают три главных мальчишеских ролевых модели: умник, свой-в-доску-друг и прекрасный принц.
Однако для сюжета "Нашей Маши" герои на экране выглядят чрезвычайно взросло. В контексте происходящего в мультфильме идеально бы смотрелись малыши возраста первого года обучения в Хогвартсе. Такие "ролевые модели" полностью соответствовали бы тем единственным зрителям, которым "Наша Маша" способна хоть капельку понравиться.
А Маша с отчетливо выпирающими сосками под блузкой и мальчишки-подростки, вожделенно поглядывающие на нее, слишком уж большие, чтобы себя ассоциировали с ними пяти-восьми-летние, и слишком еще наивно-примитивные, чтобы за ними было интересно следить зрителям постарше.
С этой точки зрения особенно странно выглядят в мультфильме дерзко-сексуальные формы Маши. Колышащаяся при каждом шаге грудь, пухлые губы и крутые бедра навевают вполне определенные мысли - про то, что этот мульт явно должен быть не про орех...
Но самое печальное в "Нашей Маше" - совершенно беспомощный сценарий. События и реплики в мультике выстроены так, словно их второпях придумывали под уже нарисованные 3D-эффекты. Авторы "Нашей Маши" пытаются шутить всю дорогу, но из этих шуток от силы одна-две вызывают вымученную улыбку у зрителей - больших и маленьких. Сплошные штапмы и отсутствие логических связок между сценами делают мультфильм трехмерным анимированным клипом.
В результате "Наша Маша и волшебный орех" в том виде, в котором вышла на экраны, вряд ли способна хоть кому-то понравиться. Для детей мультфильм слишком взрослый и странный, для взрослых - чересчур дурацкий и невинный.
Продолжения не надо: про сексапильную Машу надо снять "Последнюю фантазию" с эротическим уклоном, все остальное забыть как страшный сон.
Кто-то сказал: "Сравните сияющий ум ребенка с неприметной серостью обычного взрослого - и вы поймете, как работает наша система воспитания". Если мультики чему-то учат, то серых взрослых российского кино с ценностным рядом из 1990-х уж точно нельзя подпускать к детским сказкам. Оставьте детям их волшебное детство - не лезьте к ним со своей чернухой и убогими представлениями.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов