Ничто не вечно под луной. И это прекрасно, потому что иначе Paramount Pictures издевалась бы над зрителями до бесконечности с новыми и новыми пришествиями обновляемой на словах, а на деле устаревающей не по дням, а по часам франшизы “Паранормальное явление”. Пятая часть, озаглавленная кратким названием “Призраки”, стала еще скучнее всех предыдущих. Хотя если вас не переубедили наструганные немощными режиссерами сиквелы и приквелы в тотальной абсурдности любого решения, которое приводит к покупке билета на сеанс “Паранормального явления”, то скорее всего этого не сделает и этот текст.
Опыт доказал, что плодотворный продюсер Джейсон Блум (почти все заметные хоррор фильмы этого года были прикреплены к его студии) не делает погоды, когда разбор полетов касается креативности проекта. Его бизнес интуиции не распространяются на качество самого фильма. Поэтому реальным ответчиком здесь станет режиссер Грегори Плоткин, который до этого только продюсировал и монтировал “Паранормальные явления”. Видимо взращенный этим опытом, он не привносит во франшизу ничего нового, поэтому если вы знакомы хоть с одной из предыдущих частей, эта не станет для вас ни неожиданностью, ни откровением.
Мы снова погружаемся в мир однотипных ракурсов дешевой камеры, заурядных людей и их детей, таинственных происшествий и темных пустых комнат, которые мы в ожидании чего-нибудь интересного должны непременно лицезреть. Это не называется реалистичностью (потому что давайте будем честны, “Паранормальное явление” всегда было далеко от представления своим зрителям четкой мифологии или даже связи между событиями разных фильмов), это называется трагичностью концепта найденной пленки. Данный кинематографический эффект пережил свой ренессанс лет пять назад, и теперь не смотрится и в половину так интересно, страшно или даже просто увлекательно, как раньше. Ни к селу, ни к городу пришлось и пресловутое 3D, столь очевидно призванное наскрести побольше денег для этой финальной части франшизы.
Создатели действительно утверждают, что это конец. Не то чтобы история в пятой части как-то связывала все произошедшие события вместе, но она действительно вроде как замыкает эту серию недоразумений, заканчивая на ноте низкой, но уверенной, пусть и не исключающей будущих возвращений – в том или ином виде – на экраны. Некоторые случайности объясняются, некоторые последовательности всплывают на поверхность, но вода так и остается мутной. Логических дыр настолько много, что четкого повествования из этих пяти – или шести? – частей получится не может. Это хоррор ради хоррора, а не ради истории, но даже это не удивляет. То, что франшиза не способна хоть как-то подключить зрителя к происходящему, было понятно еще после первой серии. Это очень дистанцированное от зрителя кино, погружающее в атмосферу не более, чем постер на стене кинотеатра.
Более того, сюжет буквально грязнет в трясине предсказуемых ужастиков, то и дело выскакивающих на экран, но затрагивающих только тех, кто спросонья не успел понять, где находится. Больше впечатляют на самом деле визуальные эффекты, благодаря которым страх принимает обличие, материализуется в воздухе. Выглядит этот сгусток растекающихся теней вполне достойно, как и некоторые другие находки создателей, которые никак не помогли истории, но зато раскачали до того посредственный визуальный ряд.
Набор актеров можно признать к эксплуатации пригодными. Они выполняют свою работу без изюминки, без креативных творческих решений, без хлещущих через край эмоций, но выполняют. Их не запоминающиеся лица очень быстро приводят на ум множество тех людей, мимо которых вы проходите каждый день по улице, даже не подозревая об их существовании. Ценности их жизни не чувствуется, а значит на них не горько делать ставки, кто выживет, а кто умрет. Персонажи здесь – картонки, поэтому выделяется как всегда маленькая девочка. Просто потому что это она находится в реальной опасности, и ребенку всегда симпатизируют больше.
Хотя "Паранормальное явление 5: Призраки" на деле вызывает мало сочувствия. Это холодная, неблагодарная машина, призванная только сосать деньги, но ничего не давать взамен. Она уже в который раз отказалась меняться или трансформироваться, следуя неумолимо бегущему вперед времени. Один из самых эгоистичных Голливудских проектов из когда-либо созданных и абсолютнейшая потеря средств и времени. Хорошо все-таки, что все когда-то заканчивается: и хорошее, и плохое.
Автор: OlegD