Между влюбленными вампиром и странной девочкой пролегла трещина. Она боялась состариться рядом с ним, но оказалось, что страшнее сдохнуть без него. Не желая забрать душу Беллы, обратив ее в вампиршу, и опасаясь за ее жизнь, Эдвард бросил ее. Второй фильм саги "Сумерки" - о пустоте, которая остается после утраты любимого человека, и он крепко заполнен этой пустотой. "Новолуние", на сеансы которого раскуплены все билеты, рассказывает о девочке восемнадцати лет с дырой в сердце, обнаружившей, что все парни - упыри или кобели.
Если в трех словах - трейлер был увлекательнее. На "Новолунии" в зале интереснее, чем на экране: девушки оргазмически стонут при виде накачанных голых торсов, парни гогочут при каждой странной выходке героев.
Замена Катрин Хардвик, снявшей первый фильм саги - "Сумерки" - не пошла серии на пользу. Продюсеры, полистав книжку, прикинули, что в "Новолунии" придется показывать реалистичных компьютерных зверей, и позвали режиссером Криса Вайца, однажды уже сделавшего пугающе настоящими ледяных медведей в "Золотом компасе".
Вайц ощущал давление ожиданий миллионов поклонниц, и в "Новолунии" постарался учесть все их запросы. В итоге фильм чрезмерно сфокусирован на любовной истории, в то время как остальные сюжетные события обделены вниманием.
С кланом Волтури - основными новыми персонажами саги "Сумерки" - "Новолуние" знакомит походя, словно между делом. Их значение в вампирском мире кратко обрисовал Эдвард, но про самих Волтури фильм ничего не сообщает. Аро, блистательно сыгранный Майклом Шином (кого, как не вожака оборотней в "Другом мире", было пригласить на эту роль?), магнетическая Джейн (повзрослевшая Дакота Фаннинг) и другие вышли очень колоритными и внушительными. Но характеристик им "Новолуние" не дает - заигравшись в любовь, Вайц сделал Волтури чисто функциональными фигурами, оставив раскрытие их натур книжкам Стефани Майер.
Зато полно времени уделено Джейкобу Блэку и его нежной дружбе с Беллой, ищущей поддержки. Актер Тэйлор Лотнер, его сыгравший, в "Новолунии" раскрывается с неожиданной стороны - загорелым мускулистым торсом с шестью кубиками пресса. Джейкоб и его братья-волки удались Вайцу еще лучше медведей из "Золотого компаса": их быстрота, мощь, шевелящаяся от ветра роскошная шерсть и мудрые глаза заставляют симпатизировать этой новой силе, появившейся в саге.
Нудные объяснения между героями, занимающие всю центральную часть фильма, невероятно нудные. Фильм затянут: одних сцен молчания по полминуты, во время которых на лицах актеров тоже ничего не происходит, наберется с десяток, не считая бесчисленных слов любви.
Эту затянутость "Новолуния" сглаживает общая бодрость постановки и периодически возникающий экшен, в котором волки гоняют вампиров по лесу, Белла видит Эдварда при выбросах адреналина, вампиры бьют друг друга об пол до трещин в макияже. Операторская работа тоже не подкачала: прыжок Беллы со скалы, например, сделан так, что зрительный зал падает в воду вместе с ней.
Главная экраннная пара - Роберт Паттисон и Кристен Стюарт - совершенно не впечатляют своей игрой. Оба довольно деревянные, и Паттисон толком перестал играть по сравнению с первой частью. Может, это грим слишком плотный, из-за чего мимика почти отсутствует, - а может, Паттисону надоела роль или он совершенно "зазвездился", не желая напрягаться.
Поэтому "Новолуние" - фильм второстепенных персонажей. Блистают Джейкоб, Аро, Элис и Виктория. От эффектной вампирши Элис, ставшей для Беллы самой близкой подругой, попросту глаз не отвести. (Однако ее голос, который согласно книжке должен звучать как перезвон колокольчиков на ветру, в дубляже похож на сипение подростка, подышавшего гелием.)
Совершенно безмолвная Виктория с огненными волосами вышла чуть ли не ярче всех Волтури: истинная львица, идеальная женщина-вамп. Запомнилась также Дакота Фаннинг со страшными красно-коричневыми глазами, на которые больно смотреть (гримеры постарались).
В целом фильм воспринимается положительно, но очень ровно - и это вряд ли из-за сюжета второй книги "Сумерек". История Майер глубока, хоть и небогата событиями - просто все способы прикоснуться к сердцу зрителей, оставленные ему Катрин Хардвик, Вайц порастерял.
В "Новолунии" утрачена та пряность ощущений, которые обрушивали на зрителей "Сумерки". Режиссер, кажется, всерьез думал, что снимает новых "Ромео и Джульетту" - но первый фильм саги завоевывал сердца и души не одной только подростковой любовью. В нем Белла - рядовая девушка, чувства которой понятны каждой, - нашла не только единственного, но и семью, так недостатающую ей; собственную стаю, которая поддерживает и питает силой, делает мир ясным и простым.
Вампиры в "Сумерках" были завораживающими: быстрые как молния и божественно красивые, они сделали Беллу особенной, приняв ее в свой круг. Бешенная по энергетике сцена вампирского бейсбола в "Сумерках" бодрила сильней, чем если лизнуть батарейку. В "Новолунии" вся потусторонняя притягательность вампиров и весь их вольтаж съежился в жалкие крохи. Грим стал лучше, а сами вампиры поблекли. Остались многочисленные сцены-вспышки (Элис перемахивает через перила, волки гонятся за Викторией, Джейкоб с грацией кошки впрыгивает в окно) - но исчезло магическое сияние, которое излучал первый фильм саги, как обнаженный вампир на солнце.
Как необходимое скучное звено большой истории "Новолуние" вполне достойно. Но это уже не тот жар, энергия и тонкая чувственность, зафиксированные первым фильмом саги. И если ничего уже не исправить, и проект до самого нутра кинопленки стал коммерческим, нам будет всегда недоставать чувства той тонкой связи с любимым человеком и своей лучшей стаей, которым обдавали "Сумерки".
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов