В наши дни индийские ученые обнаружили, что из-за небывалой солнечной активности к 2012 году земное ядро разогреется и куски земной коры начнут свободно перемещаться по поверхности планеты. Исчезнут города и целые континенты - и в этом аду один будет наблюдать величественный пожар планеты, а другой - бежать от стихии в попытке спасти семью и прожить еще хотя бы час. Помните округлившиеся глаза миллионера Вандербильдта в "Титанике", когда он увидел огромную волну в холле корабля? На сеансе "2012" у вас будут такие же.
Теперь, когда мы увидели на экране самый впечатляющий и масштабный конец света, все остальные фильмы Роланда Эммериха кажутся к нему только подготовкой. Разминка со швырянием машин во все стороны в "Дне независимости", упражнения в крушении мегаполиса в "Годзилле", тренировки в "Послезавтра" с Очень Большой Волной.
Но когда видишь, как на твоих глазах на огромном экране Калифорния проваливается под землю, а затем уходит под воду, ничего другого уже не нужно - все прежние фильмы-катастрофы затмеваются, и придерживая отвалившуюся челюсть, весь растворяешься в зрелище того, как Земля вздымается, извергая огненный смерч.
Катастрофа Земли в "2012" изображена необычно для Эммериха жестко и злорадно. На фоне спасающихся от вулканов и земных разломов героев фильма гибнет такое количество людей, какое сложно представить - их маленькие фигурки падают в трещины, исчезают в волнах, в огне и под рушащимися зданиями. Счастливый финал, конечно, обязателен - но после сотен увиденных в кадре человеческих смертей он воспринимается тяжело.
Две самые масштабные и эпические сцены - разрушение Калифорнии, в которой погибло почти сто процентов населения, и извержение вулкана в Йеллустонском парке. На экране грохочет, разламываясь, земная кора - сердце бабахает в груди, и остро хочется присоединиться к чокнутому радиопирату Чарли Фросту, глядящему в самое жерло чудовищного извержения. Как кричал в "Пиратах Карибского моря 3" капитан Барабосса, крутясь в водяной воронке, "За такое и умереть не жалко!".
Однако волнительные кадры погибели цивилизованного мира - это все, чем "2012" удивляет. У Роланда Эммериха традиционно получился апокалипсический аттракцион, в котором сочувствовать и переживать за центральных героев мешает их исключительная картонность.
Эммерих, понимает, очевидно, эту свою слабость - и пытается компенсировать штампы сценария игрой великолепных актеров. Но как "Послезавтра" не спасли драматические таланты Джейка Джилленхола и Денниса Куэйда, так и "2012" с еще более харизматическими и мощными артистами Вуди Харрельсоном и Джоном Кьюсаком остается совершенно стерильным. Отличным актерам нечего играть - и если Харрельсон в образе параноика-радиоведущего находит какое-то применение своей фантастической мимике, то Кьюсак просто весь фильм ходит с открытым ртом, вяло изображая шаблонного писателя - отца маленьких детей, расставшегося с женой.
Персонажей в "2012" много - от квантового физика Эдриана Хелмсли (ярко сыгранного Чиветелом Эджиофором), запавшего на дочь президента Соединенных Штатов (Тэнди Ньютон), до колоритных русских, представленных в картине на редкость положительными и героическими. Но все истории, включая центральную - про писателя, воссоединяющегося с семьей - какие-то незаконченные и плоские, не вызывающие в душе даже тени подобия таких чувств, как от уходящей под воду Калифорнии.
У Эммериха истории каждого тотального армагеддона отчаянно не хватает по-настоящему сильной и цепляющей истории, способной запаралеллить трагедию глобальной катастрофы с драмой человеческих характеров. И "2012" войдет в историю кино как самое впечатляющее и масштабное изображение конца света, а зрителям запомнится парадом спецэффектов, от которых потеют ладони и возникает приятная пустота в груди, - но эмоционально картина совершенно не затрагивает.
При почти трехчасовой продолжительности "2012" весь вкусный феерический краш творится в первой половине фильма, от чего возникает неожиданный эффект восприятия. Фильм пытается учить нас "биться друг за друга", но картинка мирового вдребезги-крушения транслирует другое послание. "2012" неожиданно получился про то, как невозможно прекрасно зрелище конца света, и как скучно, серо и убого по сравнению с ним банальное человеческое выживание. Поэтому когда Земля однажды вздрогнет, не хватайтесь за ценные вещи и руки близких - лезьте на возвышение: от зрелища, которое вам откроется, будет глаз не отвести.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов