KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "2012". Апокалипсис послезавтра

13.11.2009

В наши дни индийские ученые обнаружили, что из-за небывалой солнечной активности к 2012 году земное ядро разогреется и куски земной коры начнут свободно перемещаться по поверхности планеты. Исчезнут города и целые континенты - и в этом аду один будет наблюдать величественный пожар планеты, а другой - бежать от стихии в попытке спасти семью и прожить еще хотя бы час. Помните округлившиеся глаза миллионера Вандербильдта в "Титанике", когда он увидел огромную волну в холле корабля? На сеансе "2012" у вас будут такие же.

Теперь, когда мы увидели на экране самый впечатляющий и масштабный конец света, все остальные фильмы Роланда Эммериха кажутся к нему только подготовкой. Разминка со швырянием машин во все стороны в "Дне независимости", упражнения в крушении мегаполиса в "Годзилле", тренировки в "Послезавтра" с Очень Большой Волной.

Но когда видишь, как на твоих глазах на огромном экране Калифорния проваливается под землю, а затем уходит под воду, ничего другого уже не нужно - все прежние фильмы-катастрофы затмеваются, и придерживая отвалившуюся челюсть, весь растворяешься в зрелище того, как Земля вздымается, извергая огненный смерч.

Катастрофа Земли в "2012" изображена необычно для Эммериха жестко и злорадно. На фоне спасающихся от вулканов и земных разломов героев фильма гибнет такое количество людей, какое сложно представить - их маленькие фигурки падают в трещины, исчезают в волнах, в огне и под рушащимися зданиями. Счастливый финал, конечно, обязателен - но после сотен увиденных в кадре человеческих смертей он воспринимается тяжело.

Две самые масштабные и эпические сцены - разрушение Калифорнии, в которой погибло почти сто процентов населения, и извержение вулкана в Йеллустонском парке. На экране грохочет, разламываясь, земная кора - сердце бабахает в груди, и остро хочется присоединиться к чокнутому радиопирату Чарли Фросту, глядящему в самое жерло чудовищного извержения. Как кричал в "Пиратах Карибского моря 3" капитан Барабосса, крутясь в водяной воронке, "За такое и умереть не жалко!".

Однако волнительные кадры погибели цивилизованного мира - это все, чем "2012" удивляет. У Роланда Эммериха традиционно получился апокалипсический аттракцион, в котором сочувствовать и переживать за центральных героев мешает их исключительная картонность.

Эммерих, понимает, очевидно, эту свою слабость - и пытается компенсировать штампы сценария игрой великолепных актеров. Но как "Послезавтра" не спасли драматические таланты Джейка Джилленхола и Денниса Куэйда, так и "2012" с еще более харизматическими и мощными артистами Вуди Харрельсоном и Джоном Кьюсаком остается совершенно стерильным. Отличным актерам нечего играть - и если Харрельсон в образе параноика-радиоведущего находит какое-то применение своей фантастической мимике, то Кьюсак просто весь фильм ходит с открытым ртом, вяло изображая шаблонного писателя - отца маленьких детей, расставшегося с женой.

Персонажей в "2012" много - от квантового физика Эдриана Хелмсли (ярко сыгранного Чиветелом Эджиофором), запавшего на дочь президента Соединенных Штатов (Тэнди Ньютон), до колоритных русских, представленных в картине на редкость положительными и героическими. Но все истории, включая центральную - про писателя, воссоединяющегося с семьей - какие-то незаконченные и плоские, не вызывающие в душе даже тени подобия таких чувств, как от уходящей под воду Калифорнии.

У Эммериха истории каждого тотального армагеддона отчаянно не хватает по-настоящему сильной и цепляющей истории, способной запаралеллить трагедию глобальной катастрофы с драмой человеческих характеров. И "2012" войдет в историю кино как самое впечатляющее и масштабное изображение конца света, а зрителям запомнится парадом спецэффектов, от которых потеют ладони и возникает приятная пустота в груди, - но эмоционально картина совершенно не затрагивает.

При почти трехчасовой продолжительности "2012" весь вкусный феерический краш творится в первой половине фильма, от чего возникает неожиданный эффект восприятия. Фильм пытается учить нас "биться друг за друга", но картинка мирового вдребезги-крушения транслирует другое послание. "2012" неожиданно получился про то, как невозможно прекрасно зрелище конца света, и как скучно, серо и убого по сравнению с ним банальное человеческое выживание. Поэтому когда Земля однажды вздрогнет, не хватайтесь за ценные вещи и руки близких - лезьте на возвышение: от зрелища, которое вам откроется, будет глаз не отвести.

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов
Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Студия Warner Bros. запустила в производство "Битлджус 3"
У популярной франшизы "Битлджус" будет третья серия
Во вселенной "Звездных войн" появится первый фильм ужасов
Тони Гилрой анонсировал съемки первого фильма ужасов "Звездные войны"
Рецензия на фильм "Кракен". Звоните Петрову!
Желаю "Кракену" заработать все его миллионы, ибо он этого достоин
Warner Bros. нашла режиссера для ремейка драмы "Телохранитель"
Постановщик "Тейлор Свифт: The Eras Tour" назначен режиссером нового "Телохранителя"
Лучшие российские и зарубежные сериалы апреля 2025 года
"Актерище", "Крестоносцы", "Карма", "Дьявол может плакать", "Гипнозис"
Рецензия на сериал "Аутсорс". Торговцы правосудием
"Аутсорс" целиком и полностью оправдывает все авансы, выданные ему в российских СМИ