Полтора года назад у Гильермо Дель Торо существовал выверенный план на ближайшие десять лет. И этот план не имел ничего общего с любовно описанным Дж. Р. Р. Толкиеном Средиземьем. О том, как и почему все изменилось, режиссер рассказал ресурсу TotalFilm.
"Я готовился спокойно провести следующее десятилетие моей жизни, когда на горизонте замаячил "Хоббит". Я работал себе понемногу, и вдруг на тебе – появился "Хоббит" и взял мою жизнь под свой контроль".
Не надо заблуждаться насчет слов режиссера: "Хоббит" невероятно ему дорог. Дель Торо знает больше, чем кто-либо, что дилогия может – обязана – вывести его карьеру на новый виток.
И вот Дель Торо занялся созданием мира, который будет соответствовать не только тому миру, который был описан в книге Дж. Р. Р. Толкиена и показан в трилогии Питера Джексона, но и его собственному представлению о нем.
Работа над эскизами для "Хоббита" занимает больше времени по сравнению с другими фильмами?
Потребовался почти год. Для меня это очень и очень долго, потому что обычно для создания эскизов к таким фильмам как "Хеллбой" мне нужна треть этого времени. А если еще обратить внимание на то, что над "Хоббитом" работает раза в четыре больше художников …
Мы сделали сотни, буквально сотни рисунков, десятки и десятки макетов, провели множество тестов. Уж очень эпическое произведение.
Как шла работа над сценарием? По-видимому, вы работали над ним наравне с Питером Джексоном, Фрэн Уолш и Филиппой Бойенс?
Много-много месяцев назад, обсуждая структуру фильма, мы решили, что будет две части "Хоббита". Мы встречались ежедневно в 9 утра и работали над сценарием до обеда. После этого я уходил проверять работу художников и дизайнеров.
Затем в один момент мы разделились на две команды: я занимался одним направлением, они – другим. Что было здорово, так это то, что у нас ежедневно возникала целая куча прекрасных идей. На самом деле мы бы смогли написать три или четыре версии "Хоббита" (смеется).
Вы упомянули структуру фильма. Будет ли первая часть снята по книге, а вторая состоять из ее приложений или даже ваших собственных фантазий? Или же обе серии будут сняты строго по содержанию первоисточника?
Мы уважаем структуру изложения профессора Толкиена, так как последовательность приключений в "Хоббите" хорошо известна поколениям и поколениям детей. Не хочется стать тем, кто все это разрушит.
Но мы уделим особое внимание исчезновениям и появлениям Гендальфа, так как в книге он очень часто куда-то пропадает. Так, в противоположность книге, мы увидим, что с ним происходит.
Вы и Питер оба работаете в жанре фэнтези. И у каждого из вас, наверняка, есть своя точка зрения на то, как и что должно происходить на экране. Случается, что вы спорите?
Ну, до сих пор у нас не случалось таких уж разногласий. Мы спорим и побеждаем друг у друга поровну. Но я уверен в одном: Питер - гениальный продюсер. Два кинопроизводителя продюсировали меня в жизни, и обоих звали Питером. Первый был Педро Альмодовар, второй – Питер Джексон. И оба раза опыт показывал, что они идеальные продюсеры, потому что они понимали разницу между продюсером и режиссером.
Продюсер – это только продюсер. Если случается запарка, если что-то идет не так, как надо, тогда продюсер может – и должен – высказывать свое твердое мнение. А пока все в порядке, снимается в установленные сроки, в рамках бюджета и согласно утвержденным творческим решениям, нет нужды в его вмешательстве.
Вам нравится создавать своих героев, и, очевидно, что "Хоббит" предоставляет такую возможность. Здесь есть и дракон Смог, и пауки Мирквуда, и Варги, и Бьорн - человек-медведь…
Обратившись к специалистам компании Weta Digital, я отметил, что общий внешний вид героев трилогии "Властелин колец" мы оставим прежним, но изменим их тип, если так можно сказать. К примеру, в трилогии большинство героев грубые и разговаривают невнятно.
В "Хоббите" герои говорят: у Смога много хороших диалогов; у Великого Гоблина – тоже, да и у многих других существ. В общем, мы должны были создать их по-другому, потому что они существуют не для того, чтобы кого-то просто напугать.
Я так же хотел, чтобы некоторые из чудовищ были величественными. Я хотел, чтобы Варги были по-своему прекрасны, и вы не могли по внешнему виду с ходу определить: то, что выглядит красиво – хорошее или ужасное. Некоторые из чудовищ просто великолепны!
Смог не похож на драконов во «Власти огня». Как создавался его образ?
Я думаю, что Смог – это то, чем я горжусь больше всего. С ним мы возились долго. Фактически, над его образом еще работают: занимаются окраской и немного текстурой. Большая часть проекта заняла около года. И все из-за его уникальной природы дракона. Не стану раскрывать деталей, но если бы можно было сказать, что Смог получился не на 100%, а на 110%, я бы не стал возражать.
А что насчет пауков? Насколько они походят на Шелоб из "Возвращения Короля"?
О, они – ее отпрыски, но Шелоб была довольно неразборчивой в связях девочкой (смеется). У нее было много партнеров. Насекомые и пауки невероятно приспосабливающиеся твари. Да, там будут пауки…(смеется).
Опять же, не могу ничего рассказать подробнее. Пауки будут необычными. Они будут больше походить на создания мрака, на создания глухого темного леса. Они не принадлежат земле. Они живут в подвешенном состоянии, поэтому прекрасно адаптировались с окружающей их средой.
Будут ли последствия встречи со Смогом и пауками по-настоящему страшными?
Думаю, да. Надеюсь, что да. По крайней мере, мы над этим работаем. В любом хорошем детском фильме Miyazaki это или Disney всегда есть страшный эпизод, а лучше – два. Когда я читал "Хоббита" в детстве… ну, я на всю свою жизнь запомнил, как Бьорн выставлял головы гоблинов, насаженные на копья вокруг своего дома (смеется).
Толкиен признавал необходимость страшных моментов. Нет способа сделать нападение дракона на город не страшным. То же самое с пауками: нельзя заставить гигантского паука быть нежным, когда он заматывает человека в кокон.
А как вы относитесь к настоящим паукам?
Я восхищаюсь пауками, но я панически боюсь их! Здесь мы с Питером похожи!
Не возникнет ли у зрителя ощущение deja vu?
Надеюсь, что нет. Все, что я могу сказать, это то, что у нас невероятно хорошая команда людей, которые понимают, что мы не снимаем другого "Властелина колец". Мы не пытаемся снять четвертую и пятую серии. Мы хотим сделать два фильма в одном ключе с трилогией, но так, чтобы они были совершенно независимы от нее.
Мы хотим сохранить атмосферу, но будем расстроены, если люди скажут: "Мы это уже видели".
Исключение составят Хоббитания и Ривенделл – вот здесь вам захочется почувствовать, что вы вернулись домой, к фильму, который любите и питаете нежные чувства.
Вы будете использовать ту же палитру красок, что и в трилогии: темную и сочную?
Я думаю, "Хоббит" будет более красочным. И более романтическим. И причудливым. В книге определенно сделан акцент на смену времен года, и мы взяли это за основу нашей палитры.
И фильм, по-видимому, будет более волшебным?
Да, в нем будет много того, что вам нравилось в книге. Вам нравились малюсенькие эпизоды, как те, например, когда тролли обсуждают, как они будут готовить гномов. Это совсем крошечный эпизод, но в то же время он волшебный и почти смешной, потому что забавно слушать, как эти огромные существа будут готовить этих гномов.
В фильме непременно должна присутствовать поэтическая нотка, иначе это не фильм Гильермо Дель Торо, не правда ли?
В фильме много магии. Питер, словно настоящий историк, снял трилогию в точном соответствии с последовательностью происходящих событий и сопутствующей им атмосферой. Я думаю, что "Хоббит" будет более поэтичным, более красочным.
Съемки "Хоббита" начнутся весной 2010 года.